Рижский Гауди

Именно такое сравнение приходит на ум туристам в Риге, когда они видят в центре города здания в стиле модерн архитектора Михаила Эйзенштейна.

Именно такое сравнение приходит на ум туристам в Риге, когда они видят в центре города здания в стиле модерн архитектора Михаила Эйзенштейна.

В городах нашего детства всегда есть места, обладающие мистической притягательностью. Для меня это здания в стиле модерн в центре Риги, напоминающие огромные театральные декорации для сказочных представлений. Порой кажется, что фантастические фигуры и маски, украшающие их  фасады, однажды спрыгнут с постаментов на мостовую и двинутся вереницей по улицам города, как на карнавале в Венеции. В Риге в стиле модерн построена почти треть зданий в центре. Благодаря высокому качеству и художественному многообразию исторический центр Риги в 1997 году был включен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как самое ценное «собрание» зданий стиля модерн в Европе. Стиль модерн, или неоромантизм, как международное направление, возник в Европе в конце XIX века. Расцвет его относят к периоду 1890–1905 годов, в Риге – по 1914-й, до начала Первой мировой войны. Модерн принадлежит к наиболее противоречивым стилям, но большинство специалистов считают его первым архитектурным стилем, который, в отличие от прочих, отстаивает полную свободу воображения и творческой мысли.

Михаил Эйзенштейн, отец будущего советского киноклассика, один из наиболее выдающихся творцов рижского эклектически декоративного модерна, создал в Риге настоящие шедевры. Расцвет его деятельности совпал с бумом строительства в Риге в начале XX века и с победным шествием модерна. Находятся «ценители», которые говорят, что декоративность его творений граничит с безвкусицей, но истинные знатоки признают, что зодчий достоин мировой славы. Михаил Осипович Эйзенштейн родился в 1867 году в Санкт-Петербурге, в семье евреев – выходцев из Германии. В 1893 году окончил Петербургский институт гражданских инженеров и начал службу как строительный инженер. Четыре года спустя, в 30 лет, он женился на Юлии Ивановне Конецкой, красивой девушке из круга состоятельных, утонченных петербуржцев. В том же году переселился в Ригу. Как раз в период наивысшего подъема города, когда Рига стала пятым крупнейшим городом Российской империи – после Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Варшавы. В 1900 году он получил пост начальника департамента путей сообщения Лифляндского губернского правления, однако страстью Эйзенштейна стала архитектура. Наряду со службой он работал и как частный архитектор, проектируя дома для состоятельных  горожан.

Вначале Эйзенштейн создал в Риге ряд домов в стиле эклектизма. В январе 1898 года  в его семье  родился сын Сергей, и начиная с 1901 года творческий почерк Эйзенштейна резко меняется. Возведенный в 1901 году жилой дом на улице Элизабетес, 33, можно считать зданием переходного периода в творчестве архитектора. Это первый проект, в котором он широко использует строительную скульптуру – классические колонны, атлантов, кариатиды. В интерпретации этих образов  чувствуются веяния модерна. Барочные формы, выразительные контрасты и живописная игра светотени делают дом незабываемым. В 1903 году домовладелица Л. фон  Хановски заказала Эйзенштейну проект отделки дома на улице Элизабетес, 10а, спроектированного архитектором К. Пекшенсом в стиле классического эклектизма. И Эйзенштейн создал дом в стиле модерн. На фасаде доминирует большое овальное окно с балкончиком. Здание украшено растительными мотивами, львиными масками, в центре – символический образ в венке из дубовых листьев. Это здание, среди других работ Эйзенштейна, отнесено к наиболее значительным достижениям модерна. В 1903 году создавался и проект дома на улице Элизабетес, 10б, по заказу состоятельного домовладельца А. Лебединского. Одно из достоинств здания – элегантное сочетание голубого, серого и белого цветов. Прохожих радует обилие стилизованных птиц, декоративных масок и бесчисленных геометрических и растительных орнаментов.

На сказочно красивой улице Алберта талант Эйзенштейна проявился в ряде чарующих своим великолепием зданий (2, 2а, 4, 6, 8, 13).  Дом 8 был возведен первым, в 1903 году он гордо вознесся на пустыре, разбитом на участки под застройку вблизи Старого города. На фоне голубых керамических плиток проступают мотивы, символизирующие рост и развитие, а также связь человека с природой.

Эйзенштейн трудился плодотворно, но непрерывные ссоры и неверность жены в конце концов привели брак к распаду. В 1909 году они расстались. Несколько лет Эйзенштейн не обращался к проектированию, и лишь в 1911 году появился дом на улице Стругу, 3. В последних созданиях Эйзенштейна нет и тени бурлящего великолепия – виной тому и личные переживания, и спад актуальности модерна. Во всем ощущается минимализм. По-разному можно оценивать личность и творчество Михаила Эйзенштейна, но его вклад в мировую культуру огромен.

Виктория РУДКОВСКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter