Рижский бальзам в «коктейле Молотова»

Вчера с самого утра в Вецриге было необычно многолюдно...

Вчера с самого утра в Вецриге было необычно многолюдно. В принципе, Старый город никогда не был обделен вниманием. Домский собор, «бременские музыканты», Пороховая башня — находясь в Риге, мимо точно не пройдете. Но на этот раз щелкали фотоаппаратами не туристы, которые в такую рань еще не просыпаются, а сами рижане, пожелавшие лично запечатлеть результаты ночного погрома. Более ста задержанных, несколько десятков раненых, выбитые стекла в здании сейма и вековая булыжная мостовая в разобранном виде — сдержанные прибалты сами от себя такого, похоже, никак не ожидали. Считалось, что «революции» — это для Украины и Кыргызстана. Чувствуется, что некоторая растерянность присутствует даже в высоких кабинетах.


Начиналось все если не тихо, то совершенно точно мирно.


Митинг оппозиции на Домской площади был санкционирован городскими властями. Допускаю, что сами организаторы не смогли предвидеть, что их акция вызовет такой живой отклик у населения. По разным подсчетам, пришли от 10 до 20 тысяч человек. Люди на площади уже чувствовали себя как шпроты в банке, а новые протестующие все подходили, заполняя прилегающие узкие улочки.


По словам представителей рижского полицейского управления, это была самая масштабная антиправительственная демонстрация с момента выхода Латвии из состава СССР и объявления независимости. Некоторые наблюдатели, правда, отмечают, что пять лет назад против перехода на латышский язык в школах протестовало еще больше народу. Однако уникальность последнего митинга в том, что акция не проводилась по национальному признаку. При желании в толпе можно было рассмотреть даже Андреевский флаг, что свидетельствует о том, что русскоязычное меньшинство там тоже присутствовало, но с трибуны говорили о проблемах всех жителей страны в целом.


После того как закончил выступать духовой оркестр, начались выступления ораторов. Больше других отличился бывший министр иностранных дел, а ныне лидер партии «Другая политика» Артис Пабрикс. Он продиктовал номер телефона президента страны Валдиса Затлерса и призвал звонить ему с требованием распустить сейм и правительство, которое он сформировал. Это было главное до определенного момента мирное требование демонстрантов. Дальнейшее уже было больше похоже на «тюльпановую революцию» в Бишкеке, чем «оранжевую» в Киеве.


Сейчас в Риге спорят о том, были ли беспорядки спланированы заранее. Конечно, если человек бросает в здание сейма яйцо, вряд ли у него оно оказалось в кармане случайно. Некоторые участники «случайно» прихватили с собой противогазы, которые оказались кстати, когда полиция применила слезоточивый газ.


С другой стороны, присутствие на митинге таких организаций, как, к примеру, ассоциация молодых мам и профсоюз полицейских, априори не предполагает бросания камней. Критикуемые сегодня со всех сторон организаторы мероприятия оправдываются тем, что вандализм начался уже после того, как были свернуты микрофоны и большинство демонстрантов разошлось по домам. А то, что рижане увидели утром в центре города, стало делом рук около тысячи хулиганов. Полиция подтверждает, что большая часть задержанных — это молодые люди, у которых уже были проблемы с законом.


Между тем латвийский политолог, обозреватель газеты «Час» Анатолий Каменев, с которым я вчера созвонился, не спешит назвать произошедшее обычным хулиганством:


— Бунт был бессмысленный и беспощадный — оправдывать зачинщиков никто не собирается. Но, на мой взгляд, это была сиюминутная реакция не на провокацию, а на многолетнюю политику. Сейчас все будут комментировать следствия, а искать нужно причины.


События в Таллине из–за переноса памятника Неизвестному солдату. Буйство арабской молодежи в Марселе. Недавние беспорядки в Афинах. Теперь вот Рига. Внешне спокойное балтийское общество, иногда не способное даже на какие–то сильные эмоции, оказалось пороховой бочкой — хватило одной спички, чтобы взорвалось. Поводы везде разные, но суть–то одна.


В единой толпе сошлись и латышские, и русские парни. У латышей накопился протест против политэлиты, которая создала свой мир и лишила молодежь перспектив в собственной стране. Многие уже уехали на заработки в Ирландию, Великобританию. А русские выплеснули свое недовольство националистической политикой власти. Здесь же следует упомянуть и одинаковое для всех социальное расслоение, которое в связи с мировым кризисом еще усилилось...


Косвенным подтверждением мнения политолога можно признать ультиматум, который президент страны выдвинул сейму (надо полагать, после многочисленных обращений в свой адрес). По его мнению, причиной беспорядков стало то, что законодатели утратили связь с избирателями. Поэтому Валдис Затлерс намерен распустить парламент, если не будет принята поправка к Конституции, дающая гражданам право инициировать его роспуск.


Спустить пар такая поправка, возможно, могла бы. Но она не решает те проблемы, с которыми столкнулась Латвия. Мировой экономический кризис страна действительно переживает гораздо острее, чем другие страны ЕС и даже непосредственные соседи Литва и Эстония. Первая реакция латвийского правительства на ЧП была вполне естественной, так бы поступили в любой другой стране: премьер–министр Иварс Годманис заявил о возможном запрете демонстраций в центре города и предупредил, что полиция и впредь будет использовать любые средства против вандалов. Но правительство не может оставить без ответов и другие вопросы, которые ему были заданы на Домской площади.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter