Ритмы замкнутого пространства

Более 800 тысяч пассажиров в сутки перевозит Минское метро.
Более 800 тысяч пассажиров в сутки перевозит Минское метро. Если бы все они вдруг "выплеснулись" наверх, никаких троллейбусов и автобусов не хватило бы, чтобы доставить этот поток к месту назначения. Белорусскую столицу уже трудно представить без "подземки", отмечающей в этом году 20-летний юбилей. Однако если для пассажиров она не более чем быстрый и удобный транспорт, то для людей, строящих метро, - проходчиков, машинистов щитовых комплексов, начальников участков - каждая станция, будто жизненная веха, замешанная на трудовом поте, а зачастую и риске. Недавно метростроевцы получили от государства заслуженную награду. Впервые УП "Минскметрострой" занесено на Республиканскую доску Почета.

...Перед тем как спуститься в тоннель строящегося перегона между будущей станцией "Борисовский тракт" и действующей "Восток", нас предупредили: если есть хоть малейшая боязнь замкнутого пространства - туда лучше не ходить. "Знаете, какие строгие требования к проходчикам? - спросил начальник участка Петр Сенько, протягивая нам каски. - Идеальные зрение, слух и кардиограмма в норме. В забое случается всякое, и от действий одного человека зачастую зависит безопасность остальных, мелочей здесь не бывает".

По мере того как мы углубляемся в тоннель, сырость и специфический запах ощущаются все острее. Минское метро, в отличие от Московского или Киевского, нельзя назвать глубоким. Но даже 6 - 10 метров под землей достаточно, чтобы уже в первые минуты почувствовать себя узником подземелья. Тусклый свет фонарей, вагонетки, железобетонные укрепления, специальное оборудование и... холод. После 18 градусов наверху 5 - 7 в тоннеле создают жуткий дискомфорт. Понятно теперь, почему проходчикам каждый день дают молоко, а после 10 лет непрерывной подземной работы им гарантирован ранний выход на пенсию. "За более чем 20 лет работы привык, - снисходительно улыбается, глядя на нас, продрогших, проходчик Николай Сидоренко. - Сложность только в том, что у каждой станции свои особенности и всякий раз работа непредсказуема. Когда, например, строили станцию "Площадь Якуба Коласа", основной проблемой была вода. Здесь, наоборот, песок. Сверху давит проспект, от чего в тоннеле постоянно идут просадки. Песок приходится цементировать, жертвуя скоростью проходки".

Тем не менее все работы здесь идут по графику. Как, впрочем, и на втором участке, пуск которого намечен на 1 сентября будущего года. Жители Кунцевщины ждут не дождутся, когда почти 4-километровые рельсы свяжут станцию метро "Пушкинская" с их районом. Сейчас на этой линии в разгаре строительные, отделочные и восстановительные работы. "Одновременно со сдачей метро необходимо привести в порядок улицу Притыцкого, - рассказывает начальник УП "Минскметрострой" Алексей Серегин. - А это и реконструкция инженерных коммуникаций, и работы по озеленению, и обустройство торговых точек в переходах. Поэтому на объекте заняты тысячи людей".

В прошлом году метростроевцы сделали настоящий рывок, добившись увеличения работ более чем на 30 процентов, в основном за счет роста производительности труда. Сейчас темпы еще выше. По словам Анатолия Серегина, помогло техническое перевооружение предприятия, заметно сократившее ручной труд. На закупку строительной техники, технологического оборудования предприятие истратило 1,5 миллиарда собственных рублей, еще 1,7 миллиарда будет направлено на эти цели в ближайшие месяцы. Помогает метростроевцам и столичная власть. Только в этом году за счет городской казны было куплено 2 щитовых комплекса для проходки тоннелей.

Чего же нам ожидать от метростроевцев в ближайшие годы? На конец 2007-го запланирован пуск поездов до Уручья, в 2010 году "подземка" дойдет до Юго-Запада Минска. После этого начнется строительство третьей линии метро, которая свяжет между собой Зеленый Луг и Курасовщину. А в перспективе должна появиться и четвертая линия, предусмотренная генеральным планом развития Минска до 2030 года.

"Приятно, конечно, что наш труд отмечен на высоком уровне, - говорит Алексей Серегин. - Это дополнительный повод для гордости за "Минскметрострой", вырастивший за свою историю не одну трудовую династию. А коллектив, где трудятся целые рабочие династии, не может работать плохо".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter