Ритейл по Дарвину

В  Беларуси  начинается  «война»  торговых  форматов

В  республике  начинается  «война»  торговых  форматов 

Дарвинская теория   эволюции вполне применима и к розничной торговле. В полном соответствии с ее постулатами дольше всех живут форматы ритейла, наиболее приспособленные к внешним факторам и быстрее адаптирующиеся к переменам. Однако решающий голос всегда остается за потребителем. 

В начале года число предпринимателей на рынках стало сокращаться. На контейнерах появились надписи: «Сдам в долгосрочную аренду», «Торговое место не работает в связи с переоформлением». Впрочем, возросшее предложение сдаваемых внаем контейнеров на снижение стоимости аренды не повлияло. Если год назад арендовать торговое место стоило около $ 1500—1700 в месяц, то сейчас цены поднялись до $ 2000—2500. 

Как отмечают администрации рынков, отчасти освобождение торговых площадей связано с переездом предпринимателей под теплые и удобные крыши новых моллов и торговых центров, однако со счетов не стоит сбрасывать и начинающийся исход «индивидуалов» из розничного бизнеса. Постепенно сворачивать свои дела начали не только «контейнерщики», но и те, кто  торгует в павильонах. 

Впрочем, на лакомый кусочек освобождающегося розничного сегмента давно рассчитывают основные конкуренты индивидуальных предпринимателей — сетевые магазины и гипермаркеты. Предполагается, что в 2008 году крупноформатная торговля в Беларуси будет развиваться совсем по другому сценарию. 

Гипермаркеты зашевелились 

В 2002 году, когда Мингорисполком объявил первые конкурсы на строительство гипермаркетов, самое распространенное мнение, бытовавшее на тот момент в обществе, касалось мрачных перспектив работы мелких розничных предприятий. Считалось, что гиганты попросту поглотят мелкую торговлю. «На орехи» должно было достаться не только киоскам и лоткам, но также небольшим магазинам, относящимся к так называемому формату «возле дома». Действительно, конкурсы по привлечению инвесторов для строительства гипермаркетов стали началом кампании по «зачистке» Минска от киосков. Спустя два года в городе их практически не осталось, но при этом позиции новых торговых форматов если и усилились, то нена­много. Владельцы первых гипермаркетов на собственном опыте убедились, что, даже вложив в свой бизнес миллионы долларов, трудно конкурировать с «контейнерщиками», для которых малая налоговая нагрузка и посредственное качество оказываемых услуг создают основу для ценового демпинга. Ведь даже «гиперы», где широкий ассортимент и низкая наценка считаются базисом стратегии, не способны установить цены ниже «базарных». Так что по сей день минчане, привыкшие делать свои еженедельные покупки на «Ждановичах» или на «Экспобеле», предпочитают ездить именно туда. Одежда, обувь, бакалея, бытовая техника и электроника в большинстве случаев приобретаются именно на рынках. Что же касается ежедневных покупок, то для этого идеально подходят все те же магазины «у дома» — не ехать же ради пакета молока и буханки хлеба в гипермаркет! 

Теперь ситуация меняется: накануне Нового года столичные гипермаркеты впервые испытали шоковый рост продаж. Например, в «BIGZZ» по сравнению с декабрем 2006 года он составил около 30 %. Начальник отдела маркетинга Людмила Масловская отмечает, что эта цифра сформировалась из нескольких факторов. К числу которых, конечно, можно причислить рост индекса потребительских цен и увеличившийся достаток минчан, но немалая доля принадлежит и растущей популярности формата. «Сегодня гипермаркеты отходят от своей первоначальной концепции и не являются просто местом для совершения покупок. Теперь это развлекательные центры, где можно не только закупить на неделю продукты, но и неплохо отдохнуть с семьей. Кстати, конкуренция со стороны мелкоформатной торговли действительно ослабевает, но вскоре столичные гипермаркеты наконец-то начнут конкурировать между собой», — отмечает специалист. 

Год 2007-й стал в своем роде переломным для «гиперов». После первых неудач строительство этих гигантов как в Минске, так и в областных городах было заморожено. Но формат постепенно становится не только перспективным проектом с точки зрения привлечения покупателей, но и приманкой для инвесторов.  Выход на белорусский рынок группы «Седьмой континент», которая на паях с компанией «Трайпл» открыла гипермаркет «ProStore», стал лишь первой ласточкой. О своем интересе к белорусскому рынку официально заявили еще две российские сети. Группа «Вестер» планирует открыть одноименные гипермаркеты в Минске, Гомеле, Витебске и Могилеве, и курская группа «ГриНН» собирается построить два торговых центра в Гомеле и по одному в Витебске и Могилеве. 

Кстати, с возведением в Минске 7—8 гипермаркетов специалисты ожидают появления серьезной конкуренции между ними. В настоящий момент территориально удаленные друг от друга гиганты ведут ценовые войны с мелкой розницей и не «заходят» на территорию друг друга. Но с появлением новых участников центр интересов сместится во внутриформатную борьбу. По забавному стечению обстоятельств те «великаны», сдача которых планируется в 2008—2009 годах, серьезно осложнят жизнь существующим участникам рынка, ведь возводятся они в непосредственной близости от них. Одна из гипотез: строящийся на пересечении ул. Тимирязева — ул. Орловской торговый центр перетянет часть покупателей у «Короны»; гипермаркет, возводимый в Уручье неподалеку от бизнес-центра «XXI век», — у «BIGZZ»; а ТЦ «Глобо» на проспекте Дзержинского, открытие которого планируется в начале весны текущего года, отберет часть клиентов у «ProStore». 

Все  в  розницу! 

В 2004 году на отечественном торговом рынке появился игрок посерьезнее гипермаркетов — торговые сети. Здесь наша страна пока заметно отстает от соседних государств, в особенности от Литвы и России, в которых сетевая торговля достигла своей высшей точки развития. Но даже неразвитость этого сегмента не позволяет говорить о непопулярности формата. Сетевые магазины «возле дома» в каком-то смысле оказались популярнее даже гипермаркетов. К примеру, в 20 универсамах одной из самых крупных ритейловых сетей белорусской столицы — «Рублевском» — ежедневно обслуживается более 50 тыс. покупателей, что в несколько раз перекрывает проектные мощности любого гипермаркета. 

Формат сетевого магазина также прибавил в «весе». Как указывает руководитель проекта «Рублевский» Наталья Шаблинская, темп роста товарооборота в декабре 2007 года по отношению к ноябрю составил 123 %. «К тому же наши покупатели больше тратили на предновогодние покупки: средняя покупка в сети по сравнению с декабрем 2006 года выросла на 27 %», — говорит она. 

«Рублевский», «Соседи», «Евроопт», «Корзинка», «Эконом» и другие их «коллеги по цеху» избрали для себя достаточно эффективную стратегию — использование любой недвижимости, подходящей для организации универсамов формата «возле дома», и бурное развитие сети. Пока такое наращивание «мышечной массы» может быть не так выгодно финансово, но с упразднением основных конкурентов — киосков и контейнеров на рынках — сетевая розница начнет вести активные маркетинговые войны. 

В сегменте сетевых ритейлеров сегодня так же, как и в гипермаркетной торговле, царит оживление — намерение компании «Альфа-групп» войти на белорусский рынок со своей розничной торговой сетью стало чуть ли не самым главным инвест­проектом ушедшего года. Инвестиционная компания группы «A1 Group» намерена при участии Международной финансовой корпорации (IFC) вложить до 2010 года 83 млн. долларов в создание самой большой в стране сети магазинов-дискаунтеров. Планируется открыть 128 магазинов в Минске, Могилеве, Бресте, Бобруйске, Гомеле и Витебске. Новая сеть станет самой крупной в республике. Для ее создания партнеры планируют приобрести в собственность или арендовать торговые площади в пропорции 40 к 60. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter