Галерея "АртПорт" открывает портал для новых отношений с искусством

Рисующие в темноте

«Первое, что объединяет нас с Максимом: мы оба не закончили Белорусскую академию искусств», — сообщает Антон Snt на вопрос, что могло свести в одном выставочном зале двух таких разных авторов. У галереи «АртПорт», где открылась выставка Максима Петруля и Антона Слюнченко, известного публике больше как Антон Snt, есть свой ответ: работы обоих хорошо продаются. Все вещи в этом новом для Минска арт–пространстве называют своими именами. Искусство может и должно быть выгодным бизнесом — и галерея «АртПорт» не скрывает своих намерений сыграть в мировой тотализатор, определяющий моду на художников и цены на их творения.


Фактически это первая из белорусских галерей, которая готова заняться созданием здесь того самого арт–бизнеса, о котором столько говорят, но мало кто представляет, как это может работать в наших условиях. При отсутствии внятной конкуренции и жаркого интереса со стороны потенциальных покупателей, разбирающихся в трендах и тенденциях, затея более чем рискованная. Однако «АртПорт», открывшийся в здании «Президент–Отеля» в конце августа, приглашает выпить шампанское по случаю уже второго вернисажа.

Художников, с которыми галерея оформила официальные отношения на ближайшие несколько лет, пока четверо, и, бесспорно, это одни из самых любопытных белорусских авторов. Для тех, кто «в теме». Ну или хотя бы располагает временем, чтобы присмотреться к их творчеству внимательнее. Оно этого стоит. Поверьте на слово и приходите. Тогда вспышки дискотечных огней на картинах Антона откроют вам второй, а то и третий уровень его вдохновения — в зависимости от угла зрения и освещения в зале одни краски сольются или исчезнут и проявятся другие, а вместе с ними — новый сюжет. Фотоаппарат вообще обнаружит нечто иное, не различимое невооруженным глазом, — Антон Snt, профессионально рисующий цветными лучами в темноте ночных клубов больше 10 лет, об игре света знает немало. Скульптуры Максима Петруля рифмуются с этой живописью как нельзя лучше, хотя к придуманному Максимом образу станций метро «Грушевка» и «Малиновка», как и к его фонтану из камней в столичном парке Победы все привыкли. Чтобы лучше понять идеи этого скульптора, к ним тоже надо присмотреться, а то и потрогать. Холодный камень в действительности окажется живым деревом, а дерево — бронзой. «Я специально вас провоцирую, — говорит Максим. — Порой мы сами умело шифруем в себе природное, человеческое».

Антон Snt.


Максим Петруль.

У них и правда нет дипломов академии искусств, нет и академического взгляда на творчество. «В определенном смысле мы дикие художники, — заявляет Антон. — Оба прошли разный путь — тернистый, сложный, необычный, кривой, реально нас воспитала жизнь, мы выдержали испытания, не сломались и двигаемся дальше». К слову, с 21 октября в винном баре по адресу: площадь Свободы, 4 любой желающий сможет лично наблюдать, как далеко готовы зайти «дикие» белорусские художники в своих экспериментах: на глазах у публики коллеги Антона будут уничтожать его работы, создавая из них новые произведения. Акция, ради которой из Бельгии опять приедет наш знаменитый Игорь Тишин, продлится три месяца. За это время в галерее «АртПорт» также все сильно изменится — многоцветные полотна Антона Snt уступят место сдержанным, но очень подробным изображениям гор («Камни на моих картинах — те же портреты», — поясняет Антон). Работы Максима Петруля снова войдут в резонанс с его полотнами — «материалом» для одной из них, например, станет живая рыбка, которой автор гарантирует надлежащий уход до конца выставки.


«Наша выставка — поиск гармонии в современном мире», — объясняет Антон концепцию их общего проекта, зашифрованную в названии. «5=3» — не только количество одновременно выставленных работ двух непохожих художников, но и прямая отсылка к последовательности Фибоначчи. Числам «золотого сечения», божественной мере красоты, о которой большинство из нас узнало благодаря книге–фильму «Код да Винчи»... Ох, непроста жизнь современного творца, балансирующего на грани моды и философии, глубокого и поверхностного.





Кстати, если что–либо из холстов Антона купят до завершения выставки, замена найдется быстро — он часто создает циклы картин, похожие на гигантские кадры кинопленки, наложенные один на другой. Не исключено, что на его работы даже выстроится очередь, допускает директор галереи Алексей Адуцкевич. «АртПорт — это портал, где встречаются художник и зритель, — акцентирует Алексей. — Место не случайное — сюда приезжают люди из разных стран, здесь пересекаются разные культуры и миры». Не случайно и стены у новой галереи стеклянные — выставки видно издалека. Предыдущий проект «АртПорта» — философская экспозиция Олега Шобина с фотографиями, напечатанными на досках, подтвердил не только хороший вкус создателей галереи, но и профессиональное чутье в бизнесе. Похоже, арт–рынок в Беларуси уже не так призрачен.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 199 (25081). Суббота, 15 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter