Рисуем нитками

Салфетка у четвероклассника первой вилейской школы Саши Лисюнина получается разноцветной и пушистой. Мальчишка ловко цепляет за маленькие гвоздики, вбитые по периметру многоугольной рамки, нити, переплетая их то попарно, то по нескольку в ряд, и одновременно успевает рассказать мне об увлекательном занятии, которому он научился за два года на занятиях кружка “Фабрика чудес”. Больше всего Саше нравится делать аппликации из бумаги, но хорошо он делает и игрушки, и салфетки, и красивые картины. И все — из ниток. Само же искусство ниточного дизайна пришло в нашу страну из Англии и кажется сложным только на первый, непросвещенный взгляд. На самом деле все просто.
— Вот смотрите, — Саша ловко переплетает нити, и получается ровненькая, красивая звездочка, по мотивам похожа на живопись Саврасова. Из десятков таких звездочек и будет салфетка — точно такая, какую Саша сделал сам и подарил своей маме.
Выражение “волшебная ниточка” более всего применимо к руководителю кружка “Фабрика чудес” Ольге Шаблыко. Помню, как учила она нас, сельских школьников, управляться с вязальным крючком, с вышивальной иглой, делать первые неумелые стежки на белом платочке. Потом моя дочка с восторгом показывала мне фартук и халат, сшитые на уроках труда под руководством Ольги Ивановны. Оказывается, обычная ниточка годится не только для шитья и вязания. Для человека творческого она — основной материал, наподобие красок для художника или образного слова для поэта. Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, словно живые. Сделанные из декоративных гвоздей и переплетений ярких ниток, они с разного расстояния и при разном освещении воспринимаются по-разному. И всякий раз по-новому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой. Хочется подойти к картинам поближе, дотронуться до них рукой, сохранить это ощущение в памяти.
Ниточному дизайну сама Ольга Шаблыко научилась недавно. Да и пособий-то по этому современному виду декоративно-прикладного искусства нет. Единственное издание — книга профессора Геннадия Браницкого. Это искусство он “подсмотрел” во время служебных командировок в Англию и США. И увлекся так, что тридцать лет занимался созданием картин из нити. На основе своего опыта и издал книгу, в которой изложены азбука и техника ниточного дизайна, а также более ста картин для воспроизведения.
Но Ольга Ивановна пошла дальше. У нее ниточка служит материалом для многих произведений. Как-то подарила своим воспитанницам необычные мягкие игрушки: из отходов обычных нитей сделала разноцветные и разные по размерам помпончики — вроде тех, что носят маленькие дети на шапочках. Два желтеньких помпончика разной величины, две пуговки да носик-картонка — и получился симпатичный цыпленок. Из таких же помпонов и аист, стоящий на одной ноге. А если совсем маленькие обрезки-ворсинки разноцветных нитей насыпать на намазанную клеем картонку — получится разноцветная картина, созданная не красками, а теплым живым ворсом.
— Неужели и мальчишкам интересно заниматься этим? — спрашиваю у Ольги Ивановны, глядя, как ловко, ничуть не хуже девчонок, Сергей Петрашевич и Саша Лисюнин натягивают на гвоздики цветные нити.
— А как же Геннадий Алексеевич Браницкий? — тут же парирует мастерица. — Он ведь своему увлечению тридцать лет отдал. Кстати, ничего сложного в этом нет, а для детей полезно. Для моих четвероклассников это и увлекательная математика — скрупулезно считаем стежки, количество ниточек разного цвета, рисуем окружности, овалы, углы разной величины. А разве не важно, скажите, научиться подбирать цветовую гамму, сочетать холодные и теплые цвета, научиться владеть иголкой? Мелкие операции развивают внимательность, остроту зрения, терпение и усидчивость. И не беда, что шедевры получаются не сразу...
Все, что создали ее воспитанники за два года работы в кружке, Ольга Ивановна собрала на выставке “Фабрика чудес”. И действительно, чудеса, да и только!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter