За годы работы на страховом рынке нашей страны Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно–импортного страхования «Белэксимгарант» освоило более 50 видов разнообразных страховых услуг. Компания не только универсальна, но и в своем роде уникальна, ведь «Белэксимгарант» сегодня — единственный уполномоченный государством страховщик экспортных рисков, не раз подставлявший плечо таким промышленным гигантам, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ. Работа в этом направлении не прекращается, несмотря на все «но»: спрос на нашу продукцию за рубежом сокращается, да и условия для внешней торговли далеко не идеальные. Как обеспечить рост, а также товарную и региональную диверсификации экспорта? Какую поддержку в нелегкие времена может оказать предприятиям страховщик? На эти и другие вопросы «СБ» ответил генеральный директор Белэксимгаранта Геннадий Мицкевич.
— Геннадий Антонович, в мае Белэксимгаранту исполняется 15 лет. Сегодня вы являетесь одним из важных государственных институтов развития экспорта: были рядом, когда крупные предприятия несколько лет назад активно разгружали склады, страховали на стадии заключения многомиллионных контрактов. Ваши услуги по–прежнему востребованы у предприятий–экспортеров?
— Да, спрос на них есть. Только в прошлом году «Белэксимгарант» подставил «страховое плечо» 157 предприятиям при выходе на товарные рынки 37 стран. В последнее время выросло количество договоров страхования в страны Юго–Восточной Азии, Африки, Америки, но большинство контрактов — это страны СНГ. Отмечу, что новые рынки, на которые сегодня продвигается белорусская продукция, высоко рисковые. Именно поэтому, на мой взгляд, ряд наших продуктов в ближайшее время может стать востребованным. Например, страхование экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков. Оно позволяет экспортеру в случае неоплаты покупателем его продукции завершить внешнеторговую операцию путем получения страховой выплаты, не отвлекая на долгое время оборотные средства предприятия. Предположу, что будет востребовано и страхование кредита, выданного белорусским банком зарубежному покупателю. Здесь основное преимущество для экспортера в том, что он получает деньги сразу после отгрузки продукции.
— Руководители некоторых предприятий все же считают, что плата довольно высока, а страховка — это дополнительные расходы, которые могут быть обременительны для экспортного проекта. Так ли это на самом деле?
— Что касается разговоров о дороговизне страховки, то они скорее эмоциональные, чем рациональные. Формируя тарифы, мы пользуемся рекомендациями наших зарубежных коллег — экспортных кредитных агентств. Здесь учитываются два основных фактора. Первый — уровень политического риска страны–импортера, а у каждой страны он разный (от 0 до 7 уровня). Второй — платежеспособность покупателя и возможность возврата валютной выручки в страну при наступлении страхового события. В конечном итоге тарифы варьируются в диапазоне от 0,5 до 3 процентов. На договоры страхования экспорта, где этот диапазон превышен, приходится менее полупроцента нашего портфеля. За счет страховых тарифов в первую очередь формируются резервы, которые предназначены для выплат страхового возмещения, а не наше вознаграждение, как иногда представляется. Применяемые нами тарифы не выше, а порой гораздо ниже тех, по которым сейчас работают европейские страховые агентства.
— Геннадий Антонович, согласитесь, сегодня многие предприятия страхуют себя сами. Например, работая по предоплате. Как это отражается на деятельности вашей компании?
— Да, запрашивая предоплату, экспортеры обеспечивают поступление валютной выручки до отгрузки товара. Но это, конечно, снижает эффективность нашей работы в этом сегменте рынка. Объемы экспортного кредитования и страхования в таком случае не растут. Понимаю, у каждого предприятия свой способ просчитать возможные риски: многие крупные экспортеры имеют свои торговые дома, специалисты которых вплотную работают с покупателями и изучают их возможности. Другие сотрудничают только с проверенными контрагентами...
— Но разве можно расширить географию продаж, имея ограниченный круг потенциальных покупателей? Выходит, страх заключить контракт с недобросовестным контрагентом тормозит наши предприятия. А значит, они не могут работать с максимальной отдачей по увеличению экспорта?
— В каких–то случаях это может быть так. Но новые регионы — это не только новые возможности, но и потенциально высокие риски и сложности. На практике предприятие может столкнуться с различного рода трудностями, вплоть до мошенничества. Предугадать все риски самостоятельно, в одиночку, очень сложно, а порой и вовсе невозможно. Такое и страховщикам не всегда по силам. Специалисты Белэксимгаранта проводят серьезную андеррайтинговую работу, изучают всю подноготную контрагентов, работают в тесной связке с предприятиями–экспортерами и нашими зарубежными партнерами. Кроме того, при заключении договора страхования мы запрашиваем дополнительное обеспечение сделок. Оно выступает своеобразным гарантом возврата валютной выручки в страну в случае выплаты страхового возмещения экспортеру.
— Очевидно, не все могут его предоставить. А значит, дополнительное обеспечение — это своеобразный барьер на пути развития экспорта?
— Требование дополнительного обеспечения — вполне нормальная международная практика, на которую, к слову, многие потенциальные покупатели белорусской продукции, а также посредники в процессе ее реализации за пределами страны, реагируют неоднозначно...
— А как часто вы осуществляли выплаты клиентам–экспортерам?
— За время работы на рынке страховое возмещение получили 46 наших клиентов, в их числе 2 банка. Общая сумма выплат — 18 миллионов долларов США, из них 3,1 миллиона — в прошлом году. Практика показывает, что риски на внешних рынках имеют тенденцию к росту. Это требует и от предприятий–экспортеров, и от страховщика скоординированных действий, направленных на защиту и безопасность национального экспорта. Порядок и сроки выплаты страхового возмещения определяются условиями страхования: конечно, эти вопросы мы стараемся решать оперативно. В среднем наши страховые выплаты покрывают около 90 процентов суммы экспортного контракта. После выплаты страхового возмещения все права по возврату валютной выручки переходят от экспортера к Белэксимгаранту.
— Геннадий Антонович, объемы экспортного кредитования предприятий с поддержкой государства в этом году сократились. Это сужает экспортные возможности как предприятий, так и их страховую поддержку. Как планируете работать дальше?
— Да, ситуация непростая. Тем не менее у нас есть что предложить потенциальным клиентам–экспортерам. «Белэксимгарант» располагает рядом механизмов их страховой поддержки и финансирующих экспорт банков. Но основными, можно сказать, базовыми являются четыре. Первый страховой продукт предназначен для защиты предприятий–экспортеров от неоплаты иностранным покупателем продукции по экспортному контракту на условиях отсрочки платежа. Второй и третий продукты обеспечивают защиту финансирующих банков. Это страхование не-возврата кредита резиденту для реализации экспортных контрактов и нерезиденту — иностранному покупателю белорусских товаров, либо обслуживающему его банку. Четвертый продукт — страхование инвестиций предприятий Беларуси за рубежом от политических рисков.
— Для повышения эффективности функционирования экономики в этом году предстоит обеспечить вовлечение в экспортную деятельность малого и среднего бизнеса. Отличаются ли условия страхования крупных предприятий–экспортеров и небольших компаний?
— Принципиально не отличаются. Но порой малому и среднему бизнесу в массовом порядке трудно «пробиться» к финансовым инструментам поддержки экспорта из–за ограниченности их объемов и ценовой доступности. Сейчас совместно с другими заинтересованными структурами мы работаем над оптимизацией тарифной политики, порядка и условий страхования экспортных контрактов для таких субъектов хозяйствования. Полагаем, что это будет новый привлекательный страховой продукт, отражающий потребности, специфику малых и средних предприятий–экспортеров. Пока же мы готовы оказывать необходимую консультационную поддержку, включая информацию о состоянии зарубежного рынка, на который планирует выйти наш клиент, качеству платежной дисциплины на этом рынке. И предложить ему те страховые продукты, которыми мы сейчас располагаем.
Инна СЕМЕНОВА.
УНП 101421509. Специальное разрешение (лицензия) № 02200/13–00049 на право осуществления страховой деятельности. Выдано Министерством финансов РБ. Действительно по 23 апреля 2018 г.