Рискуют защищенные

«Белэксимгарант» освоило более 50 видов разнообразных страховых услуг
За годы работы на страховом рынке нашей страны Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно–импортного страхования «Белэксимгарант» освоило более 50 видов разнообразных страховых услуг. Компания не только универсальна, но и в своем роде уникальна, ведь «Белэксимгарант» сегодня — единственный уполномоченный государством страховщик экспортных рисков, не раз подставлявший плечо таким промышленным гигантам, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ. Работа в этом направлении не прекращается, несмотря на все «но»: спрос на нашу продукцию за рубежом сокращается, да и условия для внешней торговли далеко не идеальные. Как обеспечить рост, а также товарную и региональную диверсификации экспорта? Какую поддержку в нелегкие времена может оказать предприятиям страховщик? На эти и другие вопросы «СБ» ответил генеральный директор Белэксимгаранта Геннадий Мицкевич.

— Геннадий Антонович, в мае Белэксимгаранту исполняется 15 лет. Сегодня вы являетесь одним из важных государственных институтов развития экспорта: были рядом, когда крупные предприятия несколько лет назад активно разгружали склады, страховали на стадии заключения многомиллионных контрактов. Ваши услуги по–прежнему востребованы у предприятий–экспортеров?

11 (Копировать).jpg
— Да, спрос на них есть. Только в прошлом году «Белэксимгарант» подставил «страховое плечо» 157 предприятиям при выходе на товарные рынки 37 стран. В последнее время выросло количество договоров страхования в страны Юго–Восточной Азии, Африки, Америки, но большинство контрактов — это страны СНГ. Отмечу, что новые рынки, на которые сегодня продвигается белорусская продукция, высоко рисковые. Именно поэтому, на мой взгляд, ряд наших продуктов в ближайшее время может стать востребованным. Например, страхование экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков. Оно позволяет экспортеру в случае неоплаты покупателем его продукции завершить внешнеторговую операцию путем получения страховой выплаты, не отвлекая на долгое время оборотные средства предприятия. Предположу, что будет востребовано и страхование кредита, выданного белорусским банком зарубежному покупателю. Здесь основное преимущество для экспортера в том, что он получает деньги сразу после отгрузки продукции.

— Руководители некоторых предприятий все же считают, что плата довольно высока, а страховка — это дополнительные расходы, которые могут быть обременительны для экспортного проекта. Так ли это на самом деле?

— Что касается разговоров о дороговизне страховки, то они скорее эмоциональные, чем рациональные. Формируя тарифы, мы пользуемся рекомендациями наших зарубежных коллег — экспортных кредитных агентств. Здесь учитываются два основных фактора. Первый — уровень политического риска страны–импортера, а у каждой страны он разный (от 0 до 7 уровня). Второй — платежеспособность покупателя и возможность возврата валютной выручки в страну при наступлении страхового события. В конечном итоге тарифы варьируются в диапазоне от 0,5 до 3 процентов. На договоры страхования экспорта, где этот диапазон превышен, приходится менее полупроцента нашего портфеля. За счет страховых тарифов в первую очередь формируются резервы, которые предназначены для выплат страхового возмещения, а не наше вознаграждение, как иногда представляется. Применяемые нами тарифы не выше, а порой гораздо ниже тех, по которым сейчас работают европейские страховые агентства.

— Геннадий Антонович, согласитесь, сегодня многие предприятия страхуют себя сами. Например, работая по предоплате. Как это отражается на деятельности вашей компании?

— Да, запрашивая предоплату, экспортеры обеспечивают поступление валютной выручки до отгрузки товара. Но это, конечно, снижает эффективность нашей работы в этом сегменте рынка. Объемы экспортного кредитования и страхования в таком случае не растут. Понимаю, у каждого предприятия свой способ просчитать возможные риски: многие крупные экспортеры имеют свои торговые дома, специалисты которых вплотную работают с покупателями и изучают их возможности. Другие сотрудничают только с проверенными контрагентами...

— Но разве можно расширить географию продаж, имея ограниченный круг потенциальных покупателей? Выходит, страх заключить контракт с недобросовестным контрагентом тормозит наши предприятия. А значит, они не могут работать с максимальной отдачей по увеличению экспорта?

— В каких–то случаях это может быть так. Но новые регионы — это не только новые возможности, но и потенциально высокие риски и сложности. На практике предприятие может столкнуться с различного рода трудностями, вплоть до мошенничества. Предугадать все риски самостоятельно, в одиночку, очень сложно, а порой и вовсе невозможно. Такое и страховщикам не всегда по силам. Специалисты Белэксимгаранта проводят серьезную андеррайтинговую работу, изучают всю подноготную контрагентов, работают в тесной связке с предприятиями–экспортерами и нашими зарубежными партнерами. Кроме того, при заключении договора страхования мы запрашиваем дополнительное обеспечение сделок. Оно выступает своеобразным гарантом возврата валютной выручки в страну в случае выплаты страхового возмещения экспортеру.

STG_6373 (Копировать).jpg

— Очевидно, не все могут его предоставить. А значит, дополнительное обеспечение — это своеобразный барьер на пути развития экспорта?

— Требование дополнительного обеспечения — вполне нормальная международная практика, на которую, к слову, многие потенциальные покупатели белорусской продукции, а также посредники в процессе ее реализации за пределами страны, реагируют неоднозначно...

— А как часто вы осуществляли выплаты клиентам–экспортерам?

— За время работы на рынке страховое возмещение получили 46 наших клиентов, в их числе 2 банка. Общая сумма выплат — 18 миллионов долларов США, из них 3,1 миллиона — в прошлом году. Практика показывает, что риски на внешних рынках имеют тенденцию к росту. Это требует и от предприятий–экспортеров, и от страховщика скоординированных действий, направленных на защиту и безопасность национального экспорта. Порядок и сроки выплаты страхового возмещения определяются условиями страхования: конечно, эти вопросы мы стараемся решать оперативно. В среднем наши страховые выплаты покрывают около 90 процентов суммы экспортного контракта. После выплаты страхового возмещения все права по возврату валютной выручки переходят от экспортера к Белэксимгаранту.

— Геннадий Антонович, объемы экспортного кредитования предприятий с поддержкой государства в этом году сократились. Это сужает экспортные возможности как предприятий, так и их страховую поддержку. Как планируете работать дальше?

— Да, ситуация непростая. Тем не менее у нас есть что предложить потенциальным клиентам–экспортерам. «Белэксимгарант» располагает рядом механизмов их страховой поддержки и финансирующих экспорт банков. Но основными, можно сказать, базовыми являются четыре. Первый страховой продукт предназначен для защиты предприятий–экспортеров от неоплаты иностранным покупателем продукции по экспортному контракту на условиях отсрочки платежа. Второй и третий продукты обеспечивают защиту финансирующих банков. Это страхование не-возврата кредита резиденту для реализации экспортных контрактов и нерезиденту — иностранному покупателю белорусских товаров, либо обслуживающему его банку. Четвертый продукт — страхование инвестиций предприятий Беларуси за рубежом от политических рисков.

— Для повышения эффективности функционирования экономики в этом году предстоит обеспечить вовлечение в экспортную деятельность малого и среднего бизнеса. Отличаются ли условия страхования крупных предприятий–экспортеров и небольших компаний?

— Принципиально не отличаются. Но порой малому и среднему бизнесу в массовом порядке трудно «пробиться» к финансовым инструментам поддержки экспорта из–за ограниченности их объемов и ценовой доступности. Сейчас совместно с другими заинтересованными структурами мы работаем над оптимизацией тарифной политики, порядка и условий страхования экспортных контрактов для таких субъектов хозяйствования. Полагаем, что это будет новый привлекательный страховой продукт, отражающий потребности, специфику малых и средних предприятий–экспортеров. Пока же мы готовы оказывать необходимую консультационную поддержку, включая информацию о состоянии зарубежного рынка, на который планирует выйти наш клиент, качеству платежной дисциплины на этом рынке. И предложить ему те страховые продукты, которыми мы сейчас располагаем.

Белэксимгарант-табл (Копировать).jpg

Инна СЕМЕНОВА.

УНП 101421509. Специальное разрешение (лицензия) № 02200/13–00049 на право осуществления страховой деятельности. Выдано Министерством финансов РБ. Действительно по 23 апреля 2018 г.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter