Как организовать на селе свою торговую сеть?

Риски, которые закаляют

Чтобы выкупить в деревне магазин, Алла Андросик продала квартиру в райцентре

В ТО  время, когда сетевики все дальше идут в глубинку, некоторые частники из торговли на селе принципиально не уходят. Наоборот, остаются и расширяются. Пример тому предприниматель Алла АНДРОСИК из Житковичей, владелица собственных сельмагов. Бизнесвумен убеждена, что усиливающаяся конкуренция для делового человека повод задуматься, как улучшить качество работы. А еще — использовать все бонусы, которые в последнее время предоставляет предпринимателям законодательство.

— Я В бизнесе  уже совершеннолетняя, — так шутит Алла Андросик. — Круто изменить свою жизнь решила именно 18 лет назад. В то время работала инженером-метрологом на местном ремонтно-строительном заводе. Уйти в торговлю, будучи «белым воротничком», казалось для меня затеей дурной: специальное образование, стаж в профессии... Но все амбиции отошли на второй план, когда я осталась одна с дочкой на руках и поняла, что нужно как-то выживать. Мизерной на то время зарплаты не хватало, чтобы прокормиться.

Начальный капитал для ухода в торговлю потребовался небольшой, точнее сказать, все сбережения, которые были у Аллы Николаевны, — скромные 300 долларов. На них закупила товаров и привезла продавать в Борки, где выросла. Выездная торговля в нулевые только зарождалась. Родную деревню как место для торгового дебюта Алла Андросик тоже выбрала не случайно, до сельчан в то время не доходило то, что могли купить горожане.

— Односельчане не видели, да и не могли купить того «Сникерса», замороженной морской рыбы, кофе, чая, кондитерки, — говорит бизнесвумен. — На закупы в Минск приезжаю — там изобилие вкусностей, хотелось всего землякам привезти, чтобы у них тоже был выбор. Так составила себе маршрут, начала ездить по окрестным деревням, даже в близлежащий Столинский район торговать наведывалась. В таком режиме колесила 4 года, а потом тетя, которая живет в Хвоенске, подначила открыть собственную точку. В деревне, откуда родом мой отец, закрылась пекарня, сдавалось в аренду помещение, где можно было организовать свой магазин. Я рискнула — и получилось.

ВРЕМЕНА были непростые, многие из-за того, что деревни пустели, закрывали свои точки, но именно продажа продуктов питания приносила доход. Работать с такими товарами непросто — требования более жесткие, но бизнес оборачиваемый. Первым значительным приобретением в деле Андросик был грузовичок. Свой транспорт, разумеется, уже экономил часть затрат в логистической цепочке, а также увеличивал и скорость доставки. Так за два года удалось накопить на строительство магазина в деревне Малешев. Но дела вроде сразу не пошли в гору. И здесь Алла Николаевна столкнулась с проблемой кадровой.

— Торговля — это работа с людьми, — объясняет предприниматель, — поэтому очень важно, чтобы продавцы в магазине были что надо. Умели разговаривать с покупателем, учитывать его интересы, были приветливыми. С объектом в Хвоенске мне повезло: там наняла на работу сразу двоих продавцов и они хорошо работали. В Малешеве несколько лет ушло на то, чтобы подобрать ответственный персонал. Бывало даже такое, что и самой за прилавок приходилось становиться, но не разорвешься же: живу в Житковичах плюс ко всему и там открыла попутно еще один магазин. Нужно было вести дела. Кстати, к тому моменту пришлось поменять и форму собственности: мы стали частным торговым унитарным предприятием «Виктал». Назвала фирму по начальным буквам в имени дочери Виктории и себя, Аллы. Как оказалось, очень символично: сейчас мой бизнес уже семейное дело.

Магазин «Мечта» в Вереснице

Третий торговый объект на селе появился у бизнесвумен в Вереснице в ноябре прошлого года. Пока само помещение Алла Андросик взяла в аренду, но объект с правом выкупа, поэтому в дальнейшем потребуются большая  сумма. Для этого, а еще чтобы закупить оборудование и собственно товары, Алла Николаевна продала квартиру в райцентре,  взяла небольшой потребительский кредит. Но с того момента, как открылась точка, она несла большие, чем предполагалось, убытки: в декабре в районе Турова треснул мост через Припять и движение через реку, на другом берегу которой как раз и находятся новый объект и остальные два магазина, было парализовано. Сообщение с «большой землей» шло с перебоями...

— Ничего не поделаешь: бизнес — это всегда риски, — разводит руками Алла Андросик. — Раз уже открылись, надо довести дело до конца, ведь огромные средства вложены. Когда мост треснул, помню, стужа — а мы на катер МЧС в очередь: кассовый аппарат в деревню отправляем, нужные документы, а обратно — везу выручку в банк сдавать. Отдельно можно говорить про доставку товаров, которую иногда приходилось пускать по большому кругу в объезд аварийного участка. Это снова затраты, потерянное время. Благо сейчас хорошо функционирует понтонный мост, есть паромная переправа. Наконец транспортные и логистические трудности миновали.

Продавцы магазина «Мечта» в Вереснице Ирина КОРОЛЕЦ и Елена КИРИЕНКО

НО смотрит Алла Андросик на вещи объективно: частников в глубинке давят крупные торговые сети. Из-за этого пришлось изменить подходы к выбору товаров, посмотреть, что пользуется большим спросом. Конкурентное преимущество магазинов предпринимателя, к примеру, в том, что все они находятся на трассе, которая ведет в Столинский район. Очень хорошо идет кондитерка, особенно белорусского производства («Спартак», «Коммунарка») — ее добавили в перечень товаров, плюс молоко и свежий хлеб, который по просьбам сельчан заказывают даже из Минска.

— Благо после вступления в силу Декрета № 7 мы получили свободу в формировании ассортиментных перечней, поэтому очень легко теперь удовлетворять запросы покупателей, — замечает Алла Андросик. — Плюс ко всему в любое время года можем самостоятельно, без постоянного согласования с районными властями, удлинять время работы магазина. Это очень толковое нововведение: позволяет привлечь покупателя. Схема неоднократно испробована во время уборочной страды и показала свою эффективность. А еще резко уменьшилось количество проверок: с начала года ни одной не припомню. Это прекрасно, ведь теперь в бизнесе увеличена личная ответственность.

ДОСЬЕ

Форма регистрации: ЧТУП «Виктал»

Сфера деятельности: Торговля

Количество наемных  работников: 15

Целевая аудитория: жители и гости Житковичского района

Начальный капитал:  собственные накопления, банковские кредиты

Бонусы: все преимущества по Декретам №№ 6 и 7

uskova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter