Римленд под прицелом...

О геополитической ситуации в Европе

«Холодная война» как инструмент реализации геополитических целей в определенном смысле доказала свою инструментально–технологическую состоятельность, ибо она принесла успех Соединенным Штатам. Вашингтон сумел добиться главной цели — изменить стратегическое соотношение сил в свою пользу с устранением своего главного геополитического конкурента. Сегодня разворачивается новый этап борьбы за закрепление достигнутого успеха на пространстве бывшего СССР, суть которого — изменение геополитической ориентации новых независимых государств по западному и юго–восточному периметру новой России. Эта борьба ведется в целях геоэкономического освоения Соединенными Штатами более обширного пространства прибрежной полосы стран, окаймляющих по периметру Евразию, которое в геополитике называется «Римленд».


Критически важными позициями с точки зрения геостратегии здесь обладают Украина и Грузия. Геополитический контроль над Украиной обеспечивает США и НАТО выход в непосредственное фронтальное соприкосновение с Россией (логическое завершение экспансии НАТО и Евросоюза на восток). Далее возможно превращение Черного моря во внутреннее море НАТО и Евросоюза, что обеспечивает выход альянса через Турцию непосредственно к границам Ближнего и Среднего Востока. Такой же контроль США над Грузией обеспечивает им «расчистку» Кавказа как важнейшего стратегического моста для выхода США и НАТО в регион Большой Центральной Азии (стран Прикаспийского бассейна), для трансъевразийской газовой магистрали из стран Центральной Азии в Европу в обход России (газотранспортная система «Набукко»). Исключительно важное значение для решения этой стратегической задачи имеют подписанные США в конце прошлого и в начале этого годов Хартии о стратегическом партнерстве с Украиной и Грузией.


В этом контексте и следует искать причины последней кавказской войны и газового российско–украинского конфликта. В результате проявленной решительности России ее позиции на Кавказе окрепли тактически, так как она показала, что, хотя частично и запоздало, смогла защитить своих граждан, но ослабли стратегически. А вот газовый российско–украинский конфликт показал решимость США применить высокие технологии геоэкономических войн.


Дело в том, что в соответствии с подписанной Хартией о стратегическом партнерстве США и Украины предусмотрены конкретные меры по обеспечению контроля со стороны США над украинской газотранспортной системой. Проводя техническую модернизацию этой системы, США обеспечивают ее технико–технологическую совместимость для стыковки с западной газотранспортной системой «Набукко», предназначенной для транспортировки газа в Европу из стран Центральной Азии. Тем самым воплощается стратегический замысел США выстраивания энерготранспортных коридоров в обход России, как и было задумано изначально в рамках стратегии геоэкономического освоения «Римленда». Это, безусловно, будет сильным ходом американцев по включению Украины в систему европейской энергетической безопасности. Для достижения этой цели в соответствии с хартией создается рабочая американо–украинская группа.


Хартия о стратегическом партнерстве свидетельствует о намерении США углубить отношения с Украиной в сфере обороны, безопасности, экономики и торговли. Кроме того, в 2009 году Соединенные Штаты намерены открыть в Крыму так называемый пост американского присутствия, обещана поддержка Украине в контексте противостояния с Россией по проблеме вывода Черноморского флота из Крыма. Хартия открывает путь к военно–техническому сотрудничеству, в частности, поставкам в Украину вооружений и военной техники. Украина уже поставила вопрос о закупке 15 — 20 военных кораблей. В тексте этого документа сделан акцент в сторону углубления евроатлантической интеграции Украины и фиксируется перспектива членства в НАТО. Таким образом, заверения в сфере безопасности даются Украине как государству, намеревающемуся стать членом НАТО.


Новая геополитическая ситуация в Европе, характеризуемая непосредственным фронтальным соприкосновением двух центров силы (Евросоюза и России) и двух систем безопасности (НАТО и ОДКБ), объективно ведет к восстановлению разделительной линии периода первой «холодной войны», только на новых, более выгодных для Запада стратегических рубежах. В этих условиях, когда Беларусь находится в интересном геополитическом положении, потребуются немалое искусство и стратегическая мудрость политического руководства страны в реализации приоритетов национальной безопасности и внешней политики. В том числе с очередным членом НАТО, которым становится де–факто Украина, одна из пяти ближайших стран — соседей Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter