Ридли Скотт: за свою жизнь я не проработал ни дня

«Я не зацикливаюсь на проблемах и очень люблю то, чем занимаюсь», — признался режиссер корреспонденту «ТН». Скотт не лукавит: он действительно получает удовольствие от всего, что делает, — будь то рисование или съемки фильма. И картина «Все деньги мира», выходящая в российский прокат 22 февраля, не исключение.


Фильм основан на реальной истории похищения внука американского миллиардера Пола Гетти. В первой версии главную роль исполнил Кевин Спейси. Но после секс-скандала, разразившегося в Голливуде и затронувшего актера, Скотт принял решение переснять фильм и сделал это за… девять дней. Пола Гетти сыграл 88-летний Кристофер Пламмер — да так, что был удостоен номинации на премию «Оскар». Корреспондент «ТН» встретилась с легендарным режиссером в Лос-Анджелесе, чтобы узнать, как это ему удалось. 

— Ридли, скажите, когда вы поняли, что фильм придется экстренно переснимать, это был шок?

— На самом деле я люблю, когда мне бросают вызов. Мне нравится преодолевать препятствия. Сначала скандал накрыл Харви Вайнштейна, потом Кевина Спейси. Я сразу почувствовал, что будет зачистка, чтобы положить конец тем безобразиям, которые продолжаются в Голливуде уже долгие годы. Представьте себе двадцати-летних людей, которые не умеют и не хотят держать себя в руках. Представьте себе девушек, мечтающих быть актрисами… Мой совет им: не ходите на переговоры в клубы и отели, не делайте глупостей. Встречайтесь с вашими потенциальными работодателями только в офисе. Мне казалось это настолько очевидным, что об этом даже не нужно говорить. Но вот пришлось. Идите в чертов офис! Я, например, всегда принимаю только там.


Когда скандал начал набирать обороты, я понял, что фильм станет его жертвой.  

— Вы с самого начала знали, что у вас все получится?

— Конечно. Я не мог допустить провала фильма. У меня добрые отношения с продюсером Дэном Фридкином — замечательным человеком, который, можно сказать, заплатил за картину из своего кармана. Это он убедил меня снимать «Все деньги мира», он был рядом со мной все время, что шли съемки. Мне не хотелось, чтобы его инвестиции превратились в прах, а это неминуемо произошло бы. 

Тогда я сказал, что заменю актера и пересниму фильм. Он ни на минуту не усомнился в том, что я смогу это сделать. Дэн лишь спросил: «Сколько это будет стоить?» Но это не стоило много денег, потому что практически все работали бесплатно. Люди просто вернулись на свои рабочие места, что я принял за добрый знак. И мы все сделали за девять дней.

— Вы заодно что-то улучшили в картине?

— Нет, фильм был идеален. Простите меня за столь нескромную оценку. (Смеется.) Я знаю цену тому, что сделал. Обычно, если нужно внести поправки, вы берете те же сцены, тот же текст. Но здесь я не мог так поступить: было бы неправильно показывать Кристоферу Пламмеру то, что сделал Кевин Спейси, да он и сам отказался на это смотреть. Я знал, что он добавит нечто очень важное к тому, что мы уже сделали. Благодаря игре Кристофера я смог снять так, как не снимал раньше.

Кристофер Пламмер (справа) снялся у Сергея Бондарчука (слева)в фильме «Ватерлоо» (1970). На фото они с Родом Стайгером, сыгравшим Наполеона
— Что в истории с Гетти задело вас за живое?

— Сейчас в мире миллионы миллиардеров, состояния некоторых из них баснословны. А в 1960-1970-х годах таких, как он, было мало, и Гетти стал знаменитостью. Но печальную известность он приобрел, когда отказался заплатить выкуп за своего украденного внука Пола Гетти III. 

Помню, тогда, когда это произошло, я подумал, что за всем этим стоит простое объяснение: наверняка он ведет переговоры с похитителями. Люди, как правило, очень плоско смотрят на вещи. Они пришли в недоумение: «Ты что, с ума сошел? Как ты можешь говорить с прессой и заявлять, что ничего не заплатишь?» Но он вел переговоры с похитителями через прессу. Правительство ни за что не стало бы договариваться с террористами, поэтому нужно было найти альтернативу.

— Чем вы занимались в то время?

— В 1970-х? Би-би-си, где я работал сначала художником-постановщиком, а затем режиссером сериалов, платила мало. Я оттуда ушел и основал свою компанию. Снимал рекламные ролики, которые приносили хороший доход. 

— Вы были лично знакомы с кем-то из семейства Гетти? 

— Нет, но я работал с сыном Пола Гетти III — Бальтазаром — в фильме «Белый шквал». Ему было 20 лет. Прошло десять-пятнадцать лет после окончания съемок, и вот однажды он увидел меня в ресторане и предложил: «Давай я познакомлю тебя со своим отцом». 

У Пола Гетти III были длинные, закрывающие уши волосы, и он был почти полностью парализован. Он жил со своей мамой Гейл Гетти, которая заботилась о нем до конца его дней. В фильме видно, что Гейл вне себя от ярости, но я сказал Мишель Уильямс, которая играла ее роль: «Никаких слез». В показанных сценах она еще не знает, что через семь лет после похищения он будет парализован.

Американский миллиардер Пол Гетти (1957)
— Что вы думаете о Поле Гетти? Есть ощущение, он был очень одиноким человеком.

— В самом деле? Я так не думаю. Он любил женщин, и их всегда было много рядом с ним. Он сделал три пластические операции, что говорит о тщеславии. Последняя оказалась неудачной и превратила его лицо в маску. Его нельзя назвать красивым, но он точно хорошо сложен. 

Гейл посмотрела готовый фильм и одобрила его. Ей 82 года, но она еще горячая штучка. Ее дочь Ариадна тоже посмотрела наш фильм, и он ее сильно задел. Она была расстроена и тронута одновременно.  

— Какого вы мнения о фильмах, которые сейчас снимаются? В частности, о франшизах?

— Я, конечно, слежу за тем, что происходит в кинематографе. В прошлом году были сняты очень неплохие фильмы. К примеру, «Water» Андреа Кэлвин или «Секретное досье» Стивена Спилберга. Я снял фильм «Чужой: Завет» и продюсировал «Бегущего по лезвию 2049», которые вышли в 2017 году. 

— Вы продолжите снимать подобные фильмы?

— Вряд ли. Скорее, займусь «Картелем» по роману Дона Уинслоу. Серьезно. Это важная тема. Девяносто процентов всех потребителей наркотиков в мире живут в США. Почему это происходит? Я знаю, что у нас есть безработица и все такое, но везде в мире факт рождения в США считается большой удачей. Если тебе так повезло, то нужно воспользоваться этим. А если ты этого не делаешь, значит, ты идиот.

С женой Джианниной Фасио Церемония вручения премии «Оскар»-2016
— Что будет дальше с «Чужим»?

— «Чужой» будет эволюционизировать. Это обязательно случится. Я вернулся к «Чужому» потому, что его зверски убили фильмом «Чужой против Хищника». Я воскресил его, воссоздав его суть в фильме «Прометей». Теперь нужно придумать что-то еще. Я над этим работаю, но это будет нескоро. Вон, Джеймс Кэмерон уже девять лет работает над «Аватаром». Наверное, следующий фильм выйдет в 2020-м.

— В какой-то степени оглядываетесь на него?

— Мы не конкуренты. У нас с Кэмероном очень хорошие рабочие отношения. Недавно он взял у меня интервью, в котором спрашивал о научной фантастике. Это очень забавно. Джеймс — отличный парень.

— Вам исполнилось 80 лет. Анализировали то, что уже сделали, подводили какие-то итоги? 

— Я принципиально не праздную свой день рождения последние двадцать лет. И не анализирую то, что «натворил». И уж тем более не зацикливаюсь на проблемах. Вспоминаю лишь, какое получил удовольствие. Я считаю, что за всю свою жизнь не проработал ни одного дня. (Смеется.) Я просто люблю то, чем занимаюсь.

Ридли Скотт

Родился: 30 ноября 1937 года в г. Саут-Шилдс (Великобритания)

Семья: жена — Джианнина Фасио, актриса, продюсер; сыновья от брака с Фелисити Хейвуд — Джейк (53 года), режиссер; Люк (49 лет), режиссер; дочь от брака с Сэнди Уотсон — Джордан (40 лет), режиссер

Карьера: режиссер, продюсер. Снял более 40 фильмов, среди которых: «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», «Черный ястреб», «Царство небесное», «Гангстер»,  «Марсианин». Обладатель премий «Эмми», BAFTA

Галина ГАЛКИНА

Лос-Анджелес
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter