Результат впечатляющий

Белорусские театры кукол лидируют в постсоветском регионе

Белорусские театры кукол лидируют в театральном пространстве бывших советских республик

Радостная новость пришла из России. Четыре человека из белорусских театров кукол стали номинантами престижной театральной премии «Золотая маска». Два наших режиссера и два художника были приглашены на постановки спектаклей в российских городах Рязани и Кургане. Результат оказался впечатляющим.

Белорусские театры кукол сегодня лидируют в театральном пространстве бывших советских республик. С ними могут сравниваться только литовские кукольники. Со всех фестивалей наши возвращаются с солидными наградами и заставляют говорить о себе как о серьезных конкурентах в Москве и Санкт-Петербурге, которые прославили театральную историю своими мастерами.

Что же сегодня происходит в нашем кукольном цехе? Подъем? Возрождение? Открытие и освоение новых эстетических систем? Очевидно, все вместе.

Прежде всего следует отказаться от оценки театров кукол как исключительно предназначенных для детей. Они уже давно перешагнули возрастной барьер и по-европейски читают серьезную классику, допуская вольности, переосмысления и высокий технологический уровень. На крохотных сценах театров кукол (они плохо предназначены для актеров, вышедших из-за ширмы и играющих вживую, не прячась) прижилась вся мировая классика от Шекспира, Пушкина до Чехова, Гомбровича, Короткевича. Это очень важно для воспитания молодежи.

Не в первый раз хочется напомнить, что при очень скромном финансировании у наших кукольников нет почетных государственных званий. Странно, что такие мастера, как Алексей Лелявский и Олег Жюгжда, не имеют звания заслуженного или народного. Эти люди — достояние республики. Их одногодки в театрах драмы давно увенчаны государственными наградами. Сегодня следует поощрять и таких их учеников, как Игорь Казаков из Могилева, Александр Янушкевич, который в Минске из актеров перешел в режиссеры, Евгений Корняг — создатель своего пластического театра, Светлана Бень, также работающая самостоятельно в жанре кабаре.

Вернемся к российской «Золотой маске» 2013 года. Симпатии россиян к Олегу Жюгжде не являются новостью (беспокоит опасность, что могут переманить). Пару лет назад его чеховский «Вишневый сад», поставленный в подмосковном городке-спутнике Мытищи, был также номинирован на «Золотую маску». Мне посчастливилось видеть этот спектакль. В Мытищах на базе театра кукол «Огниво» существует замечательный детский городок с несколькими залами для детей разного возраста, музеем, постоянно обновляющимися выставками, прекрасным садом и игровыми площадками. Финансово помогает мэрия. Прекрасный пример для подражания даже знаменитому Московскому театру кукол имени Сергея Образцова. Нам — тем более. Что-то подобное уже начинают осуществлять в Могилеве.

Олег Жюгжда в содружестве с художником Валерием Рачковским поставил спектакль в Рязани. Этот город давно уже стал побратимом наших детских театров. Обмениваемся регулярно.

Александра Янушкевича пригласили на постановку в уральский город Курган. Сейчас у молодого режиссера действительно очень счастливый творческий период. В своих минских работах он стал проявлять себя как создатель спектаклей для взрослых. Однако премьера «Малыша и Карлсона» свидетельствует, что работа для детей не может быть отодвинута на второй план.

Точно так же не порывает со сказочной детской тематикой и Олег Жюгжда. У него в Гродно не обижают малышей, хотя могут сделать и спектакль по Шекспиру и Кафке.

Многие уверены, что кукольному театру подвластно все. Только у каждого режиссера своя тема, своя система выразительных средств. Диапазон этих выразительных средств сегодня широк и разнообразен: от сказочных фантазий до философской притчи. Обычно в театрах кукол все еще сердечная нежность трогает до слез, тонкая ирония вызывает улыбку, стильная изысканность оформления становится пиршеством для глаз.

Театры кукол очень долго сопротивлялись участию в спектакле живого актера. Сегодня в спектаклях кукол становится все меньше, а живые актеры занимаются драматической игрой.

Такая широкая палитра творческих интересов наших кукольников активно поддерживается художниками-оформителями. Новое имя — Тамара Нерсесян — уже прописалось среди одаренных сценографов. Известно, что художник еще придумывает и делает куклу. Так что его место в спектакле очень важно. Прежде кукольники копировали оформление драматического театра, делали куклу натуралистичную. Сегодня — изобилие красок, необычных фактур, приемов живописи, графики, скульптуры. Посмотрите в Минске «Малыша и Карлсона» и убедитесь, что живой человек может казаться маленьким рядом с гигантской куклой. И наоборот. Раньше всегда казалось, что единственное возможное сочетание объемов — «Гулливер в стране лилипутов». Оказалось, что возможно кукле стать Гулливером. Кукольники действительно выросли и возмужали.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter