Агрогородок Крупец расположен в белорусско-российском пограничье — Добрушском районе Гомельской области. У него богатая история, и сегодня ее продолжают писать замечательные люди, труженики и творцы. Среди них — руководитель мастерской «Резьба по дереву» Сергей Доличев, местная знаменитость. Искусству создавать прекрасное из липовых, сосновых, березовых досок мастер учит уже не одно поколение земляков, украшая свою малую родину удивительными работами.
Настоящая артель
Деревянная церковь Святой Живоначальной Троицы в деревне Крупец построена аж в 1830 году! Она является памятником архитектуры деревянного зодчества. Во время Великой Отечественной войны деревню почти полностью сожгли фашисты, но храм огонь не тронул. Перед церковью — деревянный крест работы мастера Доличева. Мастерская Сергея Тихоновича находится в старинном здании некогда церковно-приходской школы, здесь он и творит вместе со своими учениками.На пороге — двое мальчишек: один высокий, другой пониже, с веснушками. Пришли на занятия. Тут учились резьбе еще их родители. Высокий паренек рассказывает:
— Мой отец раньше резал по дереву, учился у Тихоновича. Недавно ставили резные двери в бане, так он приезжал к нему консультироваться, как лучше рисунок резать.
Мальчишка с веснушчатым лицом добавляет:
— Да, Тихонович умеет научить. Я месяц у него позанимался — и маме цветок деревянный сделал. Оказалось, дело нехитрое…
— Я самоучка, с детства учился резать, без академического подхода — на глаз. Позже стало получаться. Начинал с простых фигурок, затем перешел на картины. Именно это направление меня привлекает. Двадцать лет назад начал готовить первых учеников. Без ложного хвастовства говорю — вся наша сельская школа ко мне переходила учиться. В основном мальчишки, конечно, но и девочки были. Потом старшие стали обучать младших. Настоящая художественная артель получилась. Например, намечается в области праздник «Дажынкі», мы садимся и за день вырезаем 100 деревянных ложек — есть что предложить гостям фестиваля. Важный момент: резьба учит дисциплине и внимательности. Если ты этим занимаешься, то халтуры не допустишь, она же видна — вся красота теряется. А для мужчины это занятие одно из важнейших, ведь, если уже научился работать с деревом, ты для себя как минимум столяр и плотник.
Удивительное место
Так исторически сложилось, что в деревне Крупец всегда жили мастеровые люди. Вот и сельскую церковь, которой уже почти 200 лет, они построили без единого гвоздя. И по сей день восхищает она своим изяществом.
Археологи обнаружили здесь следы большого поселения староверов, бежавших из Рязани. По словам старожилов, деревня с давних времен условно делится на две части — Старый и Новый Крупец. Именно в Новом Крупце и проживают старообрядцы. Как известно, они делятся на две крупные ветви — поповцы и беспоповцы. Среди старообрядцев Крупца были представители обоих направлений.
— В удивительном месте живем, — говорит Сергей Доличев. — Как эти пейзажи не запечатлеть? Беру липовую доску (это царское дерево) и переношу на нее наши рощи резцом. Вот береза, осина над рекой, пред ними —всадник у моста… Без природы не могу, так и напишите, что я резчик-пейзажист.
Возвращение
В нулевые мастерская Доличева стала притягательным местом. Сюда привозили иностранных туристов, выигрывались европейские гранты на развитие. Ученики, признание, свой подчерк... Вот что писали о нем коллеги в то время: «Характерной чертой творчества мастера является создание крупнообъемных работ. Виртуозное владение резьбой по дереву сочетается с богатейшей фантазией, чувством ритма и объема. Его работы, представленные на многих выставках и фестивалях, достаточно полно характеризуют своеобразие творчества Доличева С. Т. и его учеников, впечатляют искренностью, высоким художественным мастерством, раскрывают перед посетителями удивительный мир дерева, служат делу сохранения, обогащения и развития национальных и местных традиций народных ремесел».
Рукотворный мир Крупца восхищал многих гостей. Однако жизненные обстоятельства сложились так, что мастеру пришлось уехать на заработки в Россию на 7 лет. А когда вернулся, испытал настоящий шок: мастерскую буквально растащили.
— Остались только стены, — с грустью рассказывает Доличев. — Хотя свои работы я видел в кабинетах очень серьезных людей. Раздарили без меня. Дорогие подарки. А кто-то и распродал. Если бы у нас в полной мере работало законодательство по авторскому праву, я был бы состоятельным человеком. Теперь все начинаю заново. Картины, иконы, работа, работа, работа… Приходят дети моих бывших учеников, тоже хотят постигать науку. Я им рад. Говорят, хороший учитель — подарок для ученика. Хочу дополнить это утверждение: интересующийся ученик — награда для любого учителя. Когда я вижу, как ребенок вырезает узоры на кухонной доске, которую подарит маме, сердце радуется. Он создает, созидает, и я его подвигнул на это, научил, вложил в руку резец — неповторимое чувство сопричастности к важному.
galkovsky@sb.byС сайта Крупецкой общеобразовательной школы, где размещают информацию о лучших выпускниках:
«…Доличев Сергей Тихонович. Родился 2 августа 1964 года в деревне Крупец Добрушского района Гомельской области. В 1999 году при Крупецком сельском Доме культуры Добрушского района открыл мастерскую «Резьба по дереву», в которой свои знания и мастерство передает и сейчас подрастающему поколению.
В 2000 году на территории Дворцово-паркового архитектурного ансамбля «Мирский замок» во время проведения первого Республиканского конкурса «Дрэва жыцця» с блистательным успехом продемонстрировал свои работы и стал дипломантом конкурса…»