Резня шокировала мусульман

Зверский захват школы в России, оставивший сотни детей убитыми и ранеными, вызвал необычный всплеск самокритики и самоанализа в мусульманском и арабском мире.
Зверский захват школы в России, оставивший сотни детей убитыми и ранеными, вызвал необычный всплеск самокритики и самоанализа в мусульманском и арабском мире.

"Бесспорен факт, что не все мусульмане террористы, но столь же определенно и особенно болезненно то, что почти все террористы - мусульмане", - заявил Абдель Рахман аль-Рашид, генеральный директор спутникового телеканала "Аль-Арабия", имеющего широкую аудиторию. Это один из самых поразительных комментариев такого рода.

"Большинство из тех, кто направил смертников с бомбами против автобусов, автомашин, школ, домов и зданий по всему миру, были мусульманами, - пишет он. - Какая убийственная история! Какое отвратительное "достижение"! Неужели это ничего не говорит нам о нас самих, наших обществах и нашей культуре?"

Рашид, как и некоторые другие комментаторы, указывает на шейха Юсуфа аль-Карадауи, видного египетского богослова, живущего в Катаре, который ведет регулярные программы на телеканале "Аль-Джазира" и который выпустил фетву - религиозный указ, призывая к убийствам американских и других иностранных "оккупантов" в Ираке, как военных, так и гражданских.

"Давайте поразмыслим над тем, что позволяет себе этот шейх-клерикал, хотя бы о призыве убивать мирных людей, - пишет он. - Как мы можем поверить ему, когда он говорит нам, что ислам - религия милосердия и мира, тут же превращая ее в религию крови и массовых убийств?"

Рашид напоминает, что в прошлом леваки и националисты в арабском мире считались угрозой за то, что принимают вооруженную борьбу, а мечети, в противоположность этому, были прибежищем мира и согласия.

"Затем появились неомусульмане, - пишет он. - Невинная и доброжелательная религия, суры которой запрещают срубить дерево без самой острой необходимости, которые объявляют убийство самым страшным преступлением, которые ясно провозглашают, что если ты убил одного человека, то ты убил все человечество, была превращена в сигнал ненависти, направленный всему миру, во всеобщий военный клич".

Обозреватель кувейтской газеты "Аль-Сиясса" Фейсал аль-Киналь тоже направил свои нападки на шейха Карадауи. "Как грустно, - пишет он, - читать и слушать тех, кто, вроде Юсуфа аль-Карадауи и ему подобных, - предположительно мусульманские священнослужители - вместо защиты истинного ислама поощряют все эти жестокости и разрешают рубить головы, убивать и захватывать заложников".

"Этот террористический акт противоречит принципам нашей истинной мусульманской религии и ее благородным ценностям", - говорится в заявлении.

Обозреватель иорданской газеты "Ад-Дустур" Батер Вардам в своей колонке отмечает склонность арабского мира к тому, чтобы "возлагать ответственность за преступления арабских и мусульманских террористических организаций на "Моссад", сионистов и американскую разведку, но мы все знаем, что это не тот случай".

"Они вышли из самой нашей гущи", - пишет он о тех, кто захватывал и убивал мирных людей в Ираке, взрывал пригородный поезд в Испании и пассажирские самолеты и кто, наконец, расстреливал детей в Осетии.

"Они арабы и мусульмане, молящиеся и соблюдающие пост, отращивающие бороды, требующие ношения чадры и призывающие к защите дела ислама, - продолжает он. - Отсюда следует, что все мы должны возвысить наш голос, дезавуировать их и заявить протест против всех этих преступлений".

Хассан аль-Баталь, палестинский обозреватель "Аль-Айям" - официальной газеты Палестинской национальной администрации, пишет, что "день ужаса в школе" должен быть превращен в международный день осуждения терроризма. "Не может быть никаких смягчающих обстоятельств для этого бесчеловечного кошмара и апофеоза варварства", - пишет он о захвате школы.

В Египте полуофициозная газета "Аль-Ахрам" назвала эти события "отвратительным преступлением против человечности".

В Саудовской Аравии газеты, жестко контролируемые правительством - которое само находится под угрозой нападений со стороны исламских фундаменталистов, - выступили с еще более уничтожающими комментариями.

Под заголовком "Палачи именем Аллаха" обозреватель правительственной газеты "Указ" Халед Хамед аль-Сулейман писал: "Пропагандисты джихада всего за несколько лет добились успехов в искажении образа ислама. Они сегодня превратили ислам в нечто, за чем числятся отрубленные головы, перерезанные глотки, похищенные невинные мирные жители и взрывы людей. Они закрепили в глазах мира репутацию мусульман как варваров и дикарей, не пригодных ни для чего другого, кроме убийств. Для мусульман пришло время стать первыми, кто выступит против всех, заинтересованных в присвоении ислама так же, как эти люди похищают невинных детей. В наши дни это будет настоящим джихадом, и это наша обязанность как верующих мусульман по отношению к нашей монотеистической религии", - пишет он.



Бойтесь янки, дары приносящих

Колоссальные клубы пара выпущены в поддержку мнения, согласно которому Президент Владимир Путин каким-то образом стал главным виновником страшных событий в Северной Осетии. Кричащие заголовки вроде "Скорбь переходит в ярость", "Суровые слова правительству" или "Нарастает критика по адресу Путина" просто бесчисленны. На корреспондентов радио и телевидения в Беслане в эфире оказывали нажим, чтобы они говорили, что местные жители возлагают вину на Москву, равно как и на террористов. Многочисленные редакционные статьи предлагали нам осознать - примером здесь является "Санди таймс" - "главные причины" чеченского терроризма, в то время как повсеместное употребление слова "повстанцы" для характеристики людей, которые стреляли в детей, демонстрировало поразительное потворство таким очевидным исключительным зверствам.

Если приглядеться внимательнее, то окажется, что "нарастающая критика" на деле исходит от весьма специфической части российского политического спектра и ее американских покровителей. Ведущими российскими критиками действий Путина во время бесланского кризиса являются проамерикански настроенные политики Борис Немцов и Владимир Рыжков - люди, ассоциирующиеся с экстремистскими неолиберальными рыночными реформами, обрушившими российскую экономику при обожаемом Западом Борисе Ельцине, - а также московский центр Фонда Карнеги.

Эти люди в основном проталкивают те же идеи, что и сами чеченские лидеры, подобные Ахмеду Закаеву - лондонскому изгнаннику, который вчера поместил свои писания на тех же страницах. Среди других известных фигур, использующих чеченское восстание как дубинку против Путина, Борис Березовский - российский олигарх, которому, как и Закаеву, предоставлено политическое убежище в этой стране, хотя российские власти требуют его выдачи по многочисленным обвинениям. Москва в прошлом часто обвиняла Березовского в финансировании чеченских мятежников.

По этому же шаблону Би-би-си и другие СМИ действуют в отношении Российского телевидения, утверждая, что оно приглушало кризис в Беслане, в то время как только западные телеканалы вели оттуда прямые репортажи. Это был намек, что Россия Путина якобы остается в высокой степени подконтрольным ему государством. Но это впечатление о российских СМИ как раз полностью противоположно тому, что я вынес, смотря на прошлой неделе Си-эн-эн и российские телеканалы. Российские каналы передавали из Беслана значительно лучшие информацию и видеоряд, нежели их западные конкуренты. Резкости по адресу Путина, возможно, объясняются тем, что в США ведущей организацией, продвигающей чеченское дело, является Американский комитет за мир в Чечне (АКМЧ). Список самозваных "выдающихся американцев", входящих в него, - это перечень самых известных неоконсерваторов, которые в свое время с таким энтузиазмом поддержали "войну против терроризма".

Среди них - покрытый сомнительной славой участия в афере "Иран - контрас" Эллиот Абрамс; бывший представитель США в ООН Кеннет Эйделмов, предсказавший, что вторжение в Ирак будет "легкой прогулкой"; Майкл Ледин из Института американского предпринимательства - бывший горячий поклонник итальянского фашизма, а ныне проповедник смены режима в Иране, а также бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, который был одним из наиболее ревностных приверженцев плана Джорджа Буша по переделке мусульманского мира по американским рецептам.

АКМЧ изо всех сил продвигает идею, согласно которой чеченское восстание демонстрирует недемократичную природу путинской России. Он культивирует поддержку чеченского дела, делая упор на серьезность нарушений прав человека в этой крошечной кавказской республике. Он проводит сравнения чеченского кризиса с другими знаменитыми "мусульманскими" делами, например с Боснией и Косово, намекая на то, что только международное вмешательство в Чечне может стабилизировать положение там. Сформированный из членов обеих политических партий АКМЧ представляет собой становой хребет внешнеполитического истеблишмента США, и его взгляды на самом деле - это взгляды администрации США.

Хотя Белый дом и опубликовал заявление, осуждающее захватчиков заложников в Беслане, его официальная точка зрения остается прежней: чеченский конфликт должен быть "решен политически". Т.е. надо идти на уступки террористам...

В России уже выдвигаются обвинения по адресу Запада в том, что он каким-то образом стоит за восстанием в Чечне, а целью его поддержки является ослабление России и изгнание ее с Кавказа. Разве удивительно, что россияне задаются такими вопросами, когда одни и те же люди в Вашингтоне требуют развертывания подавляющей военной мощи против так называемых террористических врагов США и одновременно настаивают на том, чтобы Россия капитулировала перед такими же своими врагами?



Изнанка любезных улыбок

Владимир Путин обижен. Обижен на Запад. На прошлой неделе он созвал на конференцию в Москву 40 западных ученых и журналистов, чтобы сообщить об этом. По словам Путина, многие политики на Западе делают любезное лицо и дружелюбно улыбаются, однако за спиной действуют совсем по-иному. Об этом сообщает германский эксперт по России Александр Рар, который присутствовал на встрече.

Россия пошла навстречу Западу, смирилась с расширением НАТО на Восток. Однако спустя три или четыре дня после вступления в альянс новых стран НАТО провела в балтийских государствах контрольные полеты вдоль границы с Россией. Как это понимать, если не как провокацию, задался вопросом Путин. Президент говорил очень эмоционально. "Там много накопилось", - сообщает Рар. Он думал, почему Запад ведет себя так, сказал Путин. И пришел к выводу, что Западу не нужна сильная Россия.

На вопрос, почему он не ведет переговоры с Масхадовым, Путин ответил, что он не будет разговаривать с "убийцами детей". Присутствующих журналистов он призвал больше не называть этих людей "повстанцами".

Накануне в своем обращении к нации после окончания драмы с заложниками Путин заявил о заговоре против России. По его словам, одни хотят оторвать от России "жирный кусок", а другие им в этом помогают, полагая, что Россия как одна из крупнейших ядерных держав по-прежнему представляет опасность, которую необходимо устранить.

Хотя в течение продолжавшейся почти четыре часа встречи с иностранными гостями он не стал повторять своих слов, однако сказал: "Вы не представляете, что произойдет, если мы как ядерная держава потерпим крах".

Политика чеченизации будет продолжаться, лояльные чеченцы должны занять руководящие политические посты, российские солдаты должны вернуться в казармы. О том, как он собирается реформировать свой аппарат безопасности, который проявил несостоятельность в ходе событий в Беслане, Путин говорить не стал. В минувшую среду по этому вопросу совещались в Кремле. Крупная реформа требует времени и денег, но главное - политической воли. Для борьбы с коррупцией, которую должны вести плохо оплачиваемые милиционеры и солдаты, нужно предусмотреть больше денег в бюджете.

Путин очень осторожен в обращении со старыми кадрами. В отличие от Ельцина, который их увольнял и предоставлял самим себе, Путин следит за тем, чтобы против него не сформировался враждебный лагерь униженных и оскорбленных. Он обеспечивает уволенных другими высокими постами, где они продолжают пользоваться привилегиями элиты.

Международный отдел "СБ" по материалам зарубежной печати.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter