Настоящее шпионское гнездо свили сотрудники спецслужб под прикрытием посольства Украины в Беларуси

Резидентура по адресу Старовиленская, 51

Пока белорусы всячески помогают, поддерживают братский украинский народ, в самой Украине образовалась злокачественная опухоль — прослойка нацичиновников. Их главная задача — не просто разрушить отношения, но и втянуть Беларусь в конфликт. Утащить и нас в ту же пропасть, в которую уже восемь лет подряд толкают своих же граждан под патронатом западных кураторов.

Мы назовем имена и покажем лица этих шпионов и диверсантов, ведущих антиукраинскую и антибелорусскую подрывную деятельность. Как оказалось, крысы все это время прятались под крышей украинского посольства в Беларуси. Дипстатусом прикрывалась половина, а то и большая часть его работников, на самом деле являвшихся кадровыми сотрудниками украинских спецслужб…


фото егора ермалицкого.

Половина сотрудников украинского посольства в Беларуси — шпионы

Кто подливал масло в огонь? К примеру, Сергей Винник. Для всех он — первый секретарь политсекции украинского посольства. На самом деле сотрудник агентурной разведки, полковник. Если точнее, сотрудник первого департамента СВР Украины. Кстати, в Минск Винник был откомандирован в срочном порядке в 2017 году — напрямую из Ташкента (тогда работал в посольстве Украины в Узбекистане), без посещения Киева. Прибыл заменить высланного из страны предшественника И. Скворцова, он тоже из резидентов, из Главного управления разведки Минобороны «незалежной».

Еще пару штрихов к портрету Винника. До президентских выборов ­2020-го активно устанавливал связи с рядом представителей белорусского экспертного сообщества и политических структур, оппозиционно настроенных к действующему конституционному строю. Искал вербовочные подходы к работникам госорганов…

Установлено, что к украинским спецслужбам имеет прямое отношение и сотрудник посольства Виталий Онофрийчук. В Беларуси он с августа 2021 года, и за что взялся первым же делом? Да за то же, что и предшественник (тоже из ­СВРУ) Тарас Кривонос, занимавший должность прикрытия первого секретаря экономической секции: налаживал весьма специфические контакты в Исполкоме СНГ.

Дипломатическая деятельность — прикрытие и для сотрудника внешнего разведведомства Украины Романа Степанова. Это тоже установленный факт. В Беларуси он с апреля 2019-го, курирует экономические вопросы. Очень осторожен. В дружеских отношениях с коллегой Онофрийчуком, связан с выехавшим из страны Кривоносом (сотрудник ­СВРУ).

Из будней резидентуры

А вот особенно любопытный и активный персонаж — консул, первый секретарь Илья Звенигородский. Сотрудник спецслужбы. Если точнее, пятого департамента (разведка с территории) СВР с местом дислокации в Чернигове. Разведдеятельность в нашей стране ведет с августа 2019-го.

­Приведу лишь несколько фактов, подтверждающих, что Звенигородский на территории чужого государства занимался делами, не имеющими ничего общего с дипломатической деятельностью. В разговоре 3 декабря 2021 года он собирает сведения по открытию авиа­сообщения между Беларусью и Крымом. Пару цитат этого звонка в УП «Центр международных связей» (Минск): «Хотели уточнить… Там вроде должны открыть авиасообщение, что-то такое заявляли, не знаю, откроют, не откроют… Т.е. есть вероятность того, что запустят «Белавиа» до конца этого года или нет?»

Любопытна беседа с военным атташе посольства Украины Александром Болютой (20 января этого года). Звонил последний, ему нужны данные о расположении военной техники в Гомельской области:

— Это твой друг Александр Михайлович… Хочу тебя по твоему видео спросить, два вопроса?

— Давайте завтра уже, давайте с утра завтра.

— Да мне сейчас надо. Два вопроса.

— Я малую заберу, хотите, потом можете подойти.

— Хорошо. Один вопрос. Где ты стоял, сколько километров от города?

— Километр.

— С какой стороны они ехали?

— Со стороны Калинковичей.

— Со стороны Калинковичей. Всё. Сколько километров приблизительно от города?

— Я же говорю: километр от города.

И вот резидент пытается получить нужные сведения. Использует любую возможность. Расспрашивает человека, который обратился за получением статуса «заграничный украинец», что-то тому объясняет, обещает… Хотя вопрос не в компетенции Звенигородского. Звонок был в Гомель, вот фрагменты:

— Беспокоят из посольства Украины в Минске по поводу свидетельства «О зарубежных украинцах». Вы подали документы сегодня. Там начали проверять: нет еще второй странички паспорта вашего.

Несколько раз уточняет, из Гомеля ли человек. А потом:

— А подскажите: правда, что там, говорят, российская техника едет полным ходом через Гомель?

— Да если честно — нет. Я даже не видел по факту… По крайней мере, по улице никто ничего не ездит.

Из расшифровки звонка Звенигородского жителю Мозыря (28 февраля 2022-го):

— Если хотите, я могу вам перезвонить на Viber.

— Да мне без разницы. Или оно прослушивается тут?

— Да. Как у вас вообще обстановка в районе?

— Пока, скажем так, тихо, спокойно, никто ничего не это. Вот по поводу техники очень много, ездят вот заправ­щики.

— А где она вообще находится?

— Я не знаю, где они находятся, но они ездят туда-сюда. По Мозырю ездят, возле Мозыря. Ну и, насколько я вот знаю, в Быхове, тут же аэродром этот, тут очень много вертолетов, очень много.

— А они летят в сторону Украины?

— Летают туда-сюда. Ну так вот, если смотреть, то в сторону НПЗ, ну да, где-то туда, наверное, на Киев идут отсюда. Судя по тем фотографиям, которые тут в местных группах есть, то и в Брагине там прямо на дороге перекрыли переезд, там тоже вертолеты есть. Ну а так информации никакой тут нет, никто ничего не рассказывает.

— Смотрите, у меня есть тут Viber на горячей линии. Вы не могли бы скинуть контакты вот групп этих, которые можно будет мониторить?

— У нас там группа по (не договорил), так она вот не то, что там какие-то группы именно по этому вопросу, а здесь вот местные, да, там по работе.

— Нет, я понял, подключу.

— В принципе, не знаю, если туда можно будет добавиться, так добавитесь, скину.

А это из разговоров с жителями приграничья (24 февраля 2022 года). Звенигородский позвонил Николаю П. (тоже Гомельская область):

— Добрый день, это из посольства Украины беспокоят, с горячей линии по поводу «заграничного украинца» вашего, получили же уже, да, документы?

— Да.

— Получили, да. В Украине сейчас военное положение введено, поэтому въехать в Украину сейчас невозможно пока временно.

— Плохо.

— Да, те, кто планирует в Украину, мы пока обзваниваем, говорим, что лучше этого пока не делать в связи с — если вы читали новости — вторжением России.

— Да, я слышал, у нас даже здесь же это с Гомельской рядом Новая Гута, там взрывы слышны в Зябровке в Черниговской области.

— Так это уже?

— Там Черниговская область же рядом, 40—50 километров.

— Так эти взрывы, откуда они летят?

— А их же не видно, просто слышно.

— В Новой Гуте, да?

— Слышно, да. Откуда летят — я же не знаю.

— А российская техника, которая в вашем районе сейчас, она активность какую-то проявляет?

— Нет, стоит.

— Стоит, да, пока?

— Ага.

— Много там стоит, да, сейчас, наверное?

— В Гомеле как бы нет, а так по окраинам стоит. Добре.

— Понятно. Если вдруг увидите передвижение активное или поступление на территорию Украины, то будем благодарны за информацию.

Есть также беседы по телефону, из которых ясно, что Звенигородский собирал сведения по беженцам, мигрантам из Украины и т.д.

…и военные атташе

В списке резидентов, которые сейчас находятся на территории Беларуси, еще три фамилии. Атташе по вопросам обороны Александр Болюта и Сергей Кацуба по факту — действующие сотрудники Главного управления разведки Минобороны Украины. Оба откомандированы в Беларусь в середине 2021-го. Болюта до 2017-го был атташе по вопросам обороны, военно-воздушный атташе при посольстве Украины в Узбекистане. В ­1989—1992 гг. командовал взводом роты ЗГВ (Германия), в 1992—1999 гг. — офицер Генштаба украинских Вооруженных сил, в 1999—2011 гг., 2017—2021 гг. — офицер центрального аппарата МО. Кацуба служил на офицерских должностях в управлениях Западного оперативного командования во Львове, Генштаба ВС и центрального аппарата МО Украины, представлял руководящий состав миротворческого контингента ВС в Косово (Сербия). В Минск командировали с должности замначальника ЦА Минобороны.

Сотрудники украинского посольства вели в Беларуси агентурную разведку, предпринимая попытки сформировать разветвленную сеть информаторов-белорусов, лично собирали разведданные, в том числе в отношении белорусских военных объектов. 

Что известно еще про одного представителя украинской Службы внешней разведки, Юрия Пасика? Персонаж не менее любопытный. В «незалежной», где в последние годы буйным цветом цветет коррупция, Пасик являлся сперва замначальника отдела по борьбе с коррупцией и оргпреступностью ­УСБУ в Винницкой области, а с августа 2018-го с легкой руки Порошенко получил должность начальника такого же управления в Николаевской области. Говорят, считался влиятельным человеком. Но пришел Зеленский, сказал, что «Николаев — самый бандитский город в Украине», и осенью 2019 года Пасика уволили. Да, согласно декларации о доходах участвовал в боевых действиях в зоне АТО. Материально обеспечен. С лета 2021-го Юрий Иванович «сослан» в Беларусь.

Были и другие «дипломаты». К примеру, покинувший нашу страну в ноябре 2020 года украинец Петр Врублевский. Официально он был в должности советника-посланника, узкий же круг знает, что человек имел отношение к работе посольской резидентуры Службы внешней разведки Украины.

Резиденты и сами на месте не сидели, вынюхивали — что у нас тут и как

Есть видео, на котором зафиксированы, казалось бы, весьма странные маршруты для представителей украинской дипмиссии. Для иностранных шпионов — понятно: они продолжают сбор информации. Вот они возле Гомельского аэропорта, полагая, что там военная техника. Вот то и дело останавливаются вдоль трассы, по которой идут военные эшелоны. Их коллеги из консульства в Бресте замечены возле военного полигона. Тоже наблюдали. Как и на гомельском направлении, в том числе за ключевыми автомобильными и железнодорожными путями.


Вот «дипломаты» возле Гомельского аэропорта, полагая, что там военная техника. Вот — в Бресте возле военного полигона...


Есть свидетельства и о том, что резидентура устанавливала фотоловушку — возле железной дороги недалеко от 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады (в столичном микрорайоне Уручье). А в памяти этого устройства сохранилось фото Тараса Подольского, шифровальщика украинского посольства. Попал, что называется, в кадр, когда обрабатывал полученные данные.



В памяти фотоловушки сохранилось фото Тараса Подольского — шифровальщика украинского посольства. 

Стереть свой электронный след не успел. Передать информацию, кстати, можно было и удаленно, онлайн.

Да, установили прибор именно в этом месте для того, чтобы фиксировать курсирующие составы. Особенно интересовало передвижение военных эшелонов... Это лишь один из элементов ведения разведдеятельности украинской стороной в Беларуси. Теперь сведения в руках нашей контрразведки.

А вот звонок первого секретаря посольства по вопросам культуры Сергея Соловья руководителю областной диаспоры украинцев Богдану Д. «Дипломат» интересовался обстановкой, спрашивал, нет ли военной техники поблизости, солдат, раненых и т.д. На том конце провода пообещали, к примеру, «своих детей подключить. Они медики, у них есть какие-то знакомые…».

…Что это, если не подрывная деятельность в чужом государстве? Здесь приведены лишь крохи из имеющихся по «дипломатам» данных. Возможно, вы зададите вполне логичный вопрос: почему раньше на это не реагировали? Почему ж не реагировали — реагировали. Собирали информацию, документировали факты… Поверьте, у этой истории еще будет продолжение. Будет очень интересно. Мы обнародуем конкретные факты подрывной деятельности иностранной резидентуры.

КОММЕНТАРИЙ

Константин Бычек, заместитель начальника следственного управления КГБ Беларуси:

— Комитетом госбезопасности на протяжении последних лет фиксировалась активная разведывательная деятельность с позиций посольства Украины в Беларуси, а также консульства в Бресте. При общей численности дипмиссий чуть более чем два десятка человек половина являлась кадровыми сотрудниками Главного управления разведки Минобороны Украины и ее Службы внешней разведки, что беспрецедентно даже для дипмиссий крупных государств и свидетельствует о выборе Украиной курса на проведение агрессивной разведывательной деятельности в отношении Респуб­лики Беларусь вопреки нормальным дипломатическим отношениям.

Сотрудники посольства осуществляли агентурную разведку, предпринимая попытку сформировать разветвленную сеть информаторов из числа граждан нашей страны, лично собирали разведданные, в том числе в отношении белорусских военных объектов.

Принимаемые Комитетом госбезопасности меры по пресечению противоправных проявлений со стороны украинских дипломатов, которые должны были послужить явным сигналом для украинских спецслужб, не остановили враждебной деятельности против нашей страны.

Согласно белорусскому законодательству в действиях отдельных сотрудников дипмиссии Украины содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 358 Уголовного кодекса (шпионаж). Однако в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях названные лица пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. 

В связи со сложившейся ситуацией КГБ в рамках компетенции приняты исчерпывающие меры по сковыванию разведдеятельности противника и ликвидации резидентуры, действовавшей под дипломатическим прикрытием.


При чем здесь западные спецслужбы?

Украина, действуя под патронатом западных кураторов, активно использует не только арсенал и опыт своих, но и спецслужб Запада, в том числе в сфере информационной войны. Против Беларуси и России. Это прямая угроза нашей национальной безопасности.

Ярким подтверждением имеющихся у белорусских контр­разведчиков данных об актуальных направлениях деятельности украинского разведсообщества служит, к примеру, опубликованная в январе ­2021-го СВР Украины так называемая «Белая книга» — фактически публичный отчет разведки о проделанной за 2020-й работе (западные спецслужбы уже не один год публикуют подобного рода отчеты). В документе констатируется устойчивый интерес сопредельной стороны к состоянию и перспективам развития взаимоотношений Беларуси и России в политической (интеграция) и военной сферах (обороноспособность Союзного государства, военные базы, учения, деятельность ­ОДКБ), чувствительным аспектам строительства и ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции.

Активно обмениваясь информацией с субъектами разведки стран ­НАТО, официальный Киев тесно взаимодействует и со спецслужбами Литвы… Мы сполна ощутили на себе и подрывную работу центров информационно-психологических операций сил спецопераций Минобороны «незалежной». Такие центры действовали в Житомирской и Киевской областях, Одессе и Львове.

Подготовка и обучение сотрудников ЦИПсО, проведение резонансных операций велись при непосредственном участии западных партнеров. Поддерживается сотрудничество с Рижским центром стратегических коммуникаций ­НАТО (Латвия), Литвой, Польшей. Основная цель всего этого — побольнее ударить по нам и России, поддерживать экстремистов и т.д. Параллельно такие спецы отвечают за постоянный мониторинг соцсетей.

Известно, что в августе 2020-го именно в Киеве собирались главы военных разведок Украины, Польши и Литвы. Договорились о взаимодействии между подразделениями информационно-психологических операций, направленном на дестабилизацию политической ситуации в Беларуси.

Задержание Д. Ивашина.

Ресурсы имелись, их нужно было лишь включить. К примеру, еще в 2017 году был завербован житель Гродно Денис Ивашин (ныне подследственный). По душе специалистам пришлись сетевые, по сути, экстремистские информационные вбросы Ивашина. Он же редактор белорусской странички украинского проекта InformNapalm, активист «Белорусского народного фронта», открыто поддерживал РПГ, участвовал в незаконных акциях. В 2014-м позиционировал себя сторонником «Правого сектора», участвовав в украинском «евромайдане», массовых беспорядках в Киеве… То есть с таким и работать особо не надо — просто бери и пользуйся.

Проверка показала, что ресурс InformNapalm создан 72-м центром информационно-психологических операций (сейчас Главный центр информационно-психологических операций) и вместе с другими подобными центрами входит в состав сил спец­операций ВС Украины. Ресурсы таких подразделений задействуются в соцсетях, на общественных площадках, сайтах. Офицеры центров курируют работу ряда украинских СМИ. При этом созданные центрами проекты на регулярной основе используются СБУ для легализации информации, полученной через телекоммуникационную разведку.

Достоверно известно, что Ивашин под непосредственным кураторством из Киева постоянно за деньги собирал сведения и готовил заказные материалы по нужным иностранной стороне темам. Например, он получил массивы данных по объектам инфраструктуры, военнослужащим, сотрудникам и объектам Мин­обороны, МВД, МЧС, ГПК, КГБ, органов власти и госуправления Беларуси.

Носители информации, обнаруженные в ходе обыска по месту жительства Д. Ивашина.

Сопровождал Ивашина куратор по линии СБУ, некий Роман Бурко, общение и передача сведений — по закрытым чатам. В период и после избирательной кампании 2020 года куратор просит Ивашина активизироваться, максимально использовать ресурс InformNapalm для «противодействия официальным белорусским СМИ, провластной пропаганде». Он один из тех, кто раскручивал темы «вагнеровцев», «возможной потери Беларусью суверенитета», «насильственного присоединения государства к России» и др.

Особого внимания заслуживает контакт Ивашина с руководителем «Центра гражданского противодействия Res Publika» (далее — Res Publika) гражданином Литвы Г. Вайтукайтисом, которому по указанию Романа Бурко фигурант по закрытым каналам связи передавал информацию о ситуации в Беларуси после президентских выборов. Одновременно литовец нацеливает его на сбор данных о проблемах строительства и эксплуатации ­БелАЭС, дислокации вблизи станции одного из подразделений ВВС и ПВО Вооруженных Сил Беларуси... Он же, Ивашин, по заданию вносит сведения о людях в раздел «Чистилище» проекта «Миротворец», в том числе граждан Беларуси. Снабжали способного ученика и нужной «литературой». Контактировал и с некогда первым секретарем дипмиссии Тимофеевым (центральный аппарат ГУР МО Украины). С момента прибытия в Беларусь иностранный разведчик активно включился в «дипломатическую работу».

Принимая во внимание, что действия Ивашина были прямо сопряжены с нанесением вреда национальной безопасности Беларуси, учитывая уже собранную доказательную базу, в марте 2021 года деятельность фигуранта в интересах украинской военной разведки была пресечена.

В его отношении возбуждены и расследуются уголовные дела по ст. 365 «Вмешательство в деятельность сотрудника органов внутренних дел» и ст. 356 «Измена государству» УК Беларуси.

Кстати, с первых дней задержания фигуранта в работу по его «обелению» включилось большое количество уже известных украинских информресурсов. Несмотря на то что Ивашин — гражданин Беларуси, официальные комментарии дали министерства иностранных дел Украины и Литвы. А родственникам задержанного перечислены деньги с территории Украины… Что до Тимофеева, то в июне 2021-го его пребывание в нашей стране признано нежелательным, о чем проинформировали посла И. Кизима. В итоге уличенный в шпионаже иностранный гражданин досрочно покинул Республику Беларусь.

gladkaya@sb.by

https://t.me/lgbelarussegodnya

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter