Режиссер Валентина ЕРЕНЬКОВА: «Театр как панцирь черепахи»

Лауреат белорусской театральной премии “Хрустальная звезда” о призвании, женщинах-режиссерах и современных зрителях

Лауреат белорусской театральной премии “Хрустальная звезда” о призвании, женщинах-режиссерах и современных зрителях

Около двадцати пяти лет Валентина Еренькова блистала на лучших театральных сценах страны. Сегодня она одна из известнейших белорусских режиссеров. Ее постановки в Национальном академическом драматическом театре имени Горького вызывают восторг у зрителей, лестные слова критиков и высокую оценку коллег. Среди наград режиссера и медаль Союзного государства “За сотрудничество”. А совсем недавно Валентина Еренькова стала обладательницей высшей награды Белорусского союза театральных деятелей – “Хрустальной звезды” – за большой вклад в развитие театрального искусства.

– Валентина Григорьевна, “Хрустальная звезда” далеко не первая ваша награда. А что они значат для вас?

– Я не верю, когда творцы говорят, что награды их не волнуют, не щекочут нервы. Еще как! Все мы хотим признания. Актерам проще – они каждый вечер получают аплодисменты. А мы, все те, кто выводит их на площадку (художники, композиторы, хореографы, декораторы, костюмеры, технические службы), – так сказать, невидимый фронт, который тоже заслуживает и внимания, и благодарности. Это всегда очень приятно.

– Было время, когда и вам рукоплескали зрители – на протяжении почти двадцати пяти лет вы играли на лучших сценах страны. Почему вдруг решили стать режиссером и не жалеете ли сегодня о своем выборе?

– В какой-то момент мне стало тесно в рамках своей профессии. Копился творческий опыт, было желание выразиться в материале, который я не смогла бы реализовать как актриса: к примеру, из-за непопадания в возраст героинь. Все происходит не случайно. Я пришла в режиссуру в достаточно зрелом возрасте – до этого преподавала, у меня были студии. Пробовала себя в качестве режиссера, еще будучи актрисой. За всем было не успеть, и передо мной стал выбор – или я остаюсь актрисой, или становлюсь режиссером. Я выбрала второе, и об этом сегодня ничуть не жалею. Тем более эти профессии так близки и взаимосвязаны, что мне не пришлось кардинально менять свою жизнь.

Раньше, когда мне говорили, что режиссер – не женская профессия, я обижалась, возмущалась. Но с годами стала понимать, что эта профессия действительно требует колоссального труда, больших затрат времени и эмоций, поэтому ее по праву можно называть мужской. При этом сегодня режиссеров-женщин больше, чем мужчин. Но мы, женщины, должны не только работать, но еще быть женой, матерью, хранительницей очага. Хорошо, если с тобой по жизни рядом  человек, который понимает, помогает, поддерживает. Я очень благодарна семье, которая разделяет со мной мои проблемы, трудности. У меня есть мое гнездо, мой очаг, где я нахожу понимание и возможность отдохнуть. Меня терпят в любом эмоциональном состоянии и мне создают условия для творчества, это очень важно.

– Знаю, вы работали в Могилевском драматическом театре, в ТЮЗе, Молодежном театре. И уже почти восемнадцать лет служите режиссером здесь, в театре имени Горького. Вы чувствуете себя на своем месте?

– Этот театр всегда был моим, даже когда я в нем не работала. Начинала творческую карьеру в Бобруйске. Училась на курсе народной артистки, профессора Веры Редлих, который был набран специально для того, чтобы открыть в Беларуси еще один театр. Мы были первыми ласточками в бобруйском театре, мечтали сделать из него свой Паневежис или “Современник”. Ради этой идеи отказывались от работы в столице. Правда, достичь уровня высоко поставленной планки не удалось, мы все разъехались кто куда. Вот тогда я пришла в Горьковский театр, который не раз пытался переманить меня после выпуска из института. Мне повезло работать с золотым творческим составом театра – Александрой Климовой, Олимпиадой Шах-Парон и другими, что внесло свою лепту и в мою творческую биографию. Естественно, когда вернулась сюда уже в качестве режиссера, было непросто. В театре продолжали играть те, с кем я работала в качестве актрисы. Меня не сразу приняли как режиссера, в том числе и по возрастной причине, относились с некоторой иронией. Но мои постановки все сказали за меня.

– А каким своим спектаклем дорожите больше всего?

– Дороже всегда тот спектакль, над которым работаешь в данный момент. Сейчас это пьеса  о нашем великом музыканте Владимире Мулявине и тех знаменитых белорусских поэтах, на стихи которых он писал свои гениальные произведения. Это будет совершенно неожиданный материал для нашей театральной общественности. Мы работаем над спектаклем уже около года, конца еще не видно, но верим, что все получится.

– С тех пор, когда вы связали жизнь с театром, прошло немало лет. Насколько изменились театр и зритель?

– Знаете, театр не меняется. Традиции, заложенные еще в Древней Греции, никуда не исчезают. Но время диктует свои условия и подсказывает темы. Ведь современнику интересен тот спектакль, который поднимает актуальные проблемы общества, который будит подсознание зрителя. А зритель в наши дни стал более требовательным. Сегодня столько всяческих развлечений – только заглянув в интернет, можно следить за всеми интересными событиями, которые происходят во всем мире. А сколько знаменитых личностей и коллективов вроде Цирка дю Солей приезжает в нашу страну! Современный театр должен быть способным пробудить интерес у зрителей, заставить их размышлять.

– И каким должен быть сегодня спектакль, чтобы завоевать любовь публики? И все ли средства может использовать режиссер?

– Все средства хороши, кроме насилия, ненормативной лексики и призывов к разрушению. Все, что направлено на созидание, я принимаю. Театр может быть и реалистическим, и авангардным. Если спектакль сделан талантливо, его оценит даже тот зритель, который зашел в театр случайно.

– Если бы не театр, то... Могли бы вы представить себя сегодня без театра, в какой-либо другой сфере?

– Нет, это уже как панцирь у черепахи. Театр – твой домик, вне которого ты уже не мыслишь себя. Ты с ним не только сроднился – ты из него состоишь. Ты как жемчужинка в раковине. Если ее достаешь – она умирает.

– Вы только что отпраздновали свой юбилей. Чего себе желали в этот день?

– Чтобы у меня хватило сил созидать дальше. Чтобы я была нужна театру – театру как таковому. Чтобы как можно дольше были живы наши родители. Ведь когда они уходят, мы лишаемся защиты и нам становится очень трудно жить без этого щита. И, конечно, всегда хочется здоровья, всегда оставаться в позитиве. Сегодня я очень радуюсь жизни, любой поре года и погоде, хотя было время, когда просыпалась со словами: “Боже, опять этот дождь, опять эта серость”. Но теперь я ощущаю себя счастливой оттого, что мне надо идти на работу, что я нужна, что я востребована, что у меня есть силы, желание и возможность заниматься любимым делом.

 В ТЕМУ

Рабочее название пьесы о народном артисте СССР, основателе ансамбля “Песняры” Владимире Мулявине, который в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького ставит Валентина Еренькова, – “Песняр”. Ее автор – молодой драматург Василий Дранько-Майсюк.

“Основная фигура в спектакле – Владимир Мулявин, вокруг которого возникают персоналии и Купалы, и Коласа. Все то, что сопровождало творчество исполнителя, будет тем или иным образом показано, – объясняет директор театра Эдуард Герасимович. – Это очень непростая форма драматургии, но ставит пьесу режиссер, который тяготеет к таким вещам. У нее было много спектаклей подобного рода. Я убежден, что фигура Мулявина заслуживает к себе такого отношения”. Директор добавил, что спектакль потребует больших расходов, но в театре рассчитывают как на государственное финансирование, так и на внебюджетные средства.

Представить спектакль зрителям планируется в октябре.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter