Режиссер умирает на сцене

Очередной крупный скандал в театральном мире...

Очередной крупный скандал в театральном мире. Художественный руководитель и основатель знаменитого Театра на Таганке 93–летний режиссер Юрий Любимов решил покинуть свой пост и даже назвал дату — 15 июля. Причиной стала публичная ссора с актерами труппы на гастролях в Праге.


Во время генеральной репетиции спектакля «Добрый человек из Сезуана», заявленной как мастер–класс, в присутствии студентов и преподавателей чешских театральных вузов артисты отказались выходить на сцену, требуя выплаты гонорара за предыдущие спектакли в Градец–Кралове. Гонорар Любимов выдал, но на поклоны вместе с артистами после показа демонстративно не вышел. Артисты же считают свои требования законными и заявляют, что случаи задержек оплаты их труда имели место и раньше.


Вообще, скандальных разборок в театральном мире в последнее время хватает. В Московском театре им. Маяковского труппа восстала против Сергея Арцибашева. Его заменил литовец Миндаускас Карбаускис. Не сработался с коллективом театра им. Станиславского и Александр Галибин. Поговаривают, что здесь «восстание» возглавил артист Владимир Коренев. Теперь Галибина заменил Валерий Белякович. Также недавно с поста Хабаровского музыкального театра был уволен известный кинорежиссер Леонид Квинихадзе («Небесные ласточки», «Артистка из Грибова»).


Случаются скандалы и у нас. Правда, дальше театральных стен информация о них не распространяется. В Гомельском областном драматическом театре после смены руководства (директором и художественным руководителем здесь стал Виктор Чепелев), около 15 артистов покинули труппу, с репертуара сняты некоторые постановки. Ушел из театра режиссер Яков Натапов, который сегодня искренне переживает за Юрия Любимова:


— По–моему, артисты не очень понимают, с кем имеют дело. Они привыкли к тому, что рядом с ними есть эта живая театральная история и режиссерское чудо — Любимов. Требовать деньги в такой спекулятивной форме низко. Это все похоже на шантаж. Надо было договориться на берегу, а не на переправе. В любом случае они поступили подло. Жаль, если деньги и у нас заслонят собой искусство.


В Национальном академическом драматическом театре им. Я.Коласа после ухода Виталия Барковского и кончины Рида Талипова худрука нет до сих пор. Его обязанности выполняет директор, заслуженный артист Григорий Шатько.


— Лучше все же худой мир, чем хорошая война, — высказывает свое мнение бывший режиссер витебского коллектива Виталий Барковский, работающий сегодня художественным руководителем Смоленского драматического театра. — Но осуждать актеров я тоже не могу.


— Виталий Михайлович, а кто был виноват в свое время в вашем уходе — вы или труппа?


— Я был не очень дальновидным, самоуверенным. Мне многое удавалось. Может быть, меня в большей степени беспокоил имидж театра, но не отдельные судьбы актеров. Кто–то из них не получил свою порцию внимания. Но зато я впервые вывез их в Европу. И не просто на рядовые гастроли, а на фестивали. И продержался руководителем 12 сезонов! Мало кто ожидал от меня такой стойкости. Так что каждый из нас, видимо, был по–своему не прав. А на Таганке вообще много чего случалось... Я никогда не забуду, как в Театре на Таганке по–свински поступили с Анатолием Эфросом. Просто добили человека...


— Мне трудно оценивать нынешнюю ситуацию вокруг Любимова, потому что я давно не видел его работ, — признается режиссер Модест Абрамов. — Но у нас осталось так мало режиссуры, что непростительно разбрасываться такими кадрами. Надо находить компромисс.


— Модест Модестович, в свое время вы покинули пост художественного руководителя молодежного театра...


— Мы расстались очень мирно. До сих пор дружу и с директором, и с труппой. Просто в какой–то момент я почувствовал свою ненадобность. Работа перестала приносить удовольствие. Стало невозможно построить нормальный репертуар, держать труппу в форме из–за ремонта. Когда спектакль играется один раз в три месяца, это, на мой взгляд, ненормально. Вполне возможно, что в сентябре я снова вернусь в молодежный, но как обычный режиссер и что–нибудь там поставлю. Пока же работаю в России: в Нижнем Новгороде и Владикавказе. А Юрию Любимову желаю не отходить от своих принципов.


...Когда–то именно «Добрым человеком из Сезуана» началась история театра на Таганке. Возможно, им она и закончится.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter