Режиссер должен уметь улыбаться

В арсенале белорусского кинематографа появился фильм, непохожий на все, существовавшие до сих пор.
В арсенале белорусского кинематографа появился фильм, непохожий на все, существовавшие до сих пор.

Во-первых, сам жанр иронического детектива не свойствен отечественному кино. Во-вторых, юмор с серьезным лицом, по меньшей мере, - это пикантно. И в-третьих, наконец-то за последние несколько лет снят фильм с исключительно белорусскими актерами. Вам ничего не напоминает его название - "Нескучные материалы"?.. Конечно же, американские "Секретные материалы" с агентами Малдером и Скалли, которые в белорусских "Нескучных..." трансформировались в Кувалдина и Скалкину. Режиссер Фабрики информационных технологий (ФИТ) Сергей ТАЛЫБОВ снял своего рода пародию. Профессиональную. Интересную. Захватывающую. Помогли ему в этом продюсеры и "Слан-студия", на которой, собственно, и проходили съемки. Обо всем остальном режиссер рассказывает сам.

- Сергей, пародии на американские сериалы возникают от скудости собственной фантазии?

- Совершенно не от этого. Согласитесь, было бы нелепо, если бы мы делали пародии на наши классические фильмы, на "Волгу-Волгу", например. Хотя американцы этого не боятся, они не столь трепетно относятся к своей классике. Поэтому у них подобные фильмы приживаются. Мы же скорее не пародируем, а подражаем западным сериалам. А это несколько иная вещь. То есть я подражаю режиссерской манере, стилю монтажа, но при этом делаю свое кино, а не пародию чьего-то. У меня нет претензий на то, что я делаю большой кинематограф. "Нескучные материалы" - это коммерческий проект. А у коммерческого проекта, как известно, существуют свои законы: практически нет возможности использовать в фильме собственные ходы и изыски.

- А как родились "Нескучные материалы": сначала был сценарий, а потом желание его экранизировать или наоборот?

- Как все в этой жизни, сценарий возник спонтанно и как-то по-дурацки. Во время прогулки по улице решили с другом что-нибудь написать. Сели, написали. Сложнее было найти деньги, чтобы снимать картину. Нам повезло, нашлись люди, которые поддержали наш творческий порыв материально.

- Трепетали, наверное, - все-таки впервые снимали художественное кино?

- Никакого трепета. Наоборот, было очень весело и задорно. Тем более тема такая, бандитская...

- Заезженная, простите, вдоль и поперек...

- Тем не менее и в ней мы нашли нечто свое. Бандиты у нас гротескные герои... Обаятельные. Злобы к ним не испытываешь. Это очень важно, потому что насилие на экране удручает. В моем фильме, несмотря на то что в сценарии есть и разборки, и перестрелки, нет ни одного убийства. Мы пошли на это сознательно...

- На "Беларусьфильме", например, последний писк моды - это участие в кино российских звезд. Вы сознательно пошли и на то, что в "Нескучных материалах" снимаются исключительно наши актеры? Или признаетесь в горькой правде: не хватило денег, чтобы оплатить участие пары-тройки российских знаменитостей?

- А зачем?! Кто может быть лучше Игоря Забары или Сергея Журавля?! У меня снимались замечательные актеры...

- Но не раскрученные... А ведь это для популярности фильма имеет не последнее значение...

- Но ведь рано или поздно должен кто-то начать и их раскручивать. Надеюсь, что скоро нам не придется ездить в Россию за Галкиными, Машковыми и т.д. Откровенно говоря, мне жалко белорусских актеров. Потому что российские группы, приезжающие сюда снимать кино, приглашают их исключительно в эпизоды. А ведь многие из них просто потрясающие актеры, с колоссальным потенциалом. Они заслуживают первых ролей, а не играть "кушать подано". Я вас уверяю, стоит два-три фильма или сериала снять с нашими актерами, и они будут узнаваемы. В декабре я собираюсь "запуститься" с сериалом. Так вот, у меня будут сниматься исключительно наши актеры, если, конечно, продюсеры не поставят иное условие.

- Сергей, прославиться хотите?

- То обобщающее понятие славы, когда тебя узнают в метро, на улице, не дают жизни, мне абсолютно не нужно. Это скучно. А, скажем, иметь популярность такого рода, чтобы у меня не было проблем с запуском очередного фильма, здорово. Безусловно, для того чтобы найти продюсеров, имя необходимо.

- А насколько правдивы слухи о том, что НТВ хочет заказать вам продолжение "Нескучных материалов"?

- Об этом пока ничего не могу сказать, я - суеверный человек...

- Тем не менее, насколько мне известно, сценаристы уже работают над сценарием последующих серий.

- Да, но, откровенно говоря, я бы с удовольствием сейчас вместо комедии снял мелодраму.

- Почему?

- Комедия - безумно сложный жанр. Очень тяжело заставить человека даже улыбаться, и титанических усилий стоит вызвать у него смех. В моей картине юмор, скажем так, - с серьезным лицом. Малейшая фальшь, уход в клоунаду - и ничего не получится.

- Все, что вы снимали раньше, - документальное кино, реклама, социальные ролики - давалось легче?

- На этом я, что называется, уже набил руку. К тому же телевидение - это одно, а кино - совсем другое. И, надо заметить, мне понравилось руководить этим процессом. Хотя я не только диктовал свои условия, но и частенько просил совета у актеров. В этом нет ничего зазорного. Александр Митта в свое время говорил, что режиссер должен уметь три вещи: сказать оператору, откуда снимать, актеру - что делать, и - сидеть улыбаться.

- Как насчет улыбки?

- Не всегда получалось. Тем не менее отношения с актерами до сих пор замечательные.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter