На Вилейском посту скорой медпомощи принимают от 35 до 70 вызовов в сутки — по разным диагнозам

Режим штатный, а помощь экстренная

Пять бригад и пять карет ежедневно, ежечасно и ежеминутно на страже здоровья на Вилейщине. Два поста размещаются в самых отдаленных деревнях — Долгиново и Ивье. И. о. заведующего отделением скорой медпомощи Михаил Странковский уточняет, что число вызовов зависит от сезона. Самый напряженный — весенний, потому как обостряются разного вида респираторные инфекции. И тем не менее, несмотря на переменчивую погоду и опасения перед коронавирусом, до 40 процентов вызовов — по поводу гипертонии и других болезней кровообращения. В последние месяцы служба Вилейского поста скорой помощи работает в штатном режиме, среди пациентов есть и температурящие, но массового наплыва, причиной которого стали бы простудные инфекции, прямо скажем, нет.


– КАК готовы к выявлению больных с коронавирусными симптомами? — уточняю.

— При поступлении вызова диспетчер собирает эпиданамнез, особенно что касается температурящих пациентов, — расставляет точки над «і» Михаил Странковский. — Узнает, приехал ли пациент из-за границы, контактировал ли с кем-то из больных. Исходя из этих и других специфичных данных, если возникает малейшее основание, сообщение поступает отдельной бригаде, которая специально выделена и обучена госпитализации людей с подозрением на эту инфекцию. Медики снаряжаются в защитные костюмы, берут с собой средства индивидуальной защиты: перчатки, маски. Алгоритм доставки пациента в стационар выработан до деталей.

И, конечно, врачи, фельдшеры, водители стараются как можно скорее прибыть на помощь, независимо от диагноза. Для этого отведены нормативы: в экстренных случаях по городу — 20 минут, в сельской местности иногда приходится затратить чуть больше получаса. Немудрено, из пункта А в пункт Б порой нужно преодолеть свыше полусотни километров. Около 20 процентов пациентов по показаниям доставляются в стационар либо поликлинику, остальным оказывается посильная надомная помощь. 

Каждые сутки Вилейский район обслуживают пять бригад по два медика и водитель в каждой. Чтобы обеспечить непрерывный режим, за этими бригадами посменно закреплено по восемь специалистов. Итого более 60 сотрудников, из них три врача и 30 фельдшеров, оказывают экстренную помощь примерно 46 тысячам человек. Именно столько жителей на Вилейщине, каждому из которых сиюминутно может понадобиться та самая «скорая».

ПРОШУ доктора Странковского выделить кого-то из специалистов, на которых, словно на китах, держится оперативное медицинское звено. Отмечает, что все профессионалы, опытные и мобильные. Михаил Васильевич исполняет обязанности заведующего отделением с конца прошлого года, до этого работал здесь врачом. Коллективом молодой руководитель старается управлять без лишних эмоций, а обязанности исполнять добросовестно. У него, как и у коллег, по графику дежурства, когда он прежде всего спасает людские жизни, что всего дороже.

— Часто ли приходится в буквальном смысле доставать человека с того света?

— Конечно! Выезжаем на ДТП, выхаживаем упавших с высоты и перенесших инфаркты. Приведу конкретный случай: лобовое столкновение автомобилей, около трех пострадавших, один погиб на месте, другой — с легкими повреждениями, еще один — с серьезными (открытые переломы голени с выходом костей). Обычно приезжаем по вызову, оцениваем ситуацию, если необходима эвакуация из автомобиля — вызываем на подмогу МЧС. В данном случае, учитывая, что было несколько жертв, вызвали две бригады спасателей. Пострадавших извлекали из машины, делали обезболивание, ставили капельницу — словом, доставляем в стационар после всех необходимых мер. 

Да, в нашей работе много влияющих и сопутствующих факторов, но далеко не все зависит от опыта и оснащения. Бывают различные патологии, когда, как бы ты ни старался, даже при самом адекватном и своевременном ответе случается неприятное. Но это наша служба, мы с ней сроднились и считаем самой гуманной в мире, — пакует сумку-укладку Михаил Странковский.

КСТАТИ

В Минской области 23 станции и отделения СМП, 135 бригад, 1691 сотрудник, из них — 111 врачей, 1003 фельдшера, остальные — младший медицинский и прочий персонал. К слову, с 1 апреля будет функционировать Минский областной центр скорой медпомощи, что повысит доступность и качество самых необходимых для жизни услуг. Вкратце: что имеется в виду? Это значит, что бригады смогут быстрее добираться даже в самую отдаленную деревню, упорядочится прием вызовов. Все они по номеру 103 из любой точки области будут поступать непосредственно в объединенную диспетчерскую, то есть столичному специалисту больше не придется распределять звонки по местностям. Транкинговая радиосвязь, переход от традиционной бумажной карты вызова бригады к работе на планшетах — и еще много чего удобного планирует Минский областной центр скорой медпомощи.

Сам по себе карантин не лечит

Вводящийся из-за нового коронавируса карантин не панацея и сам по себе не лечит. Фундаментальная ценность для защиты людей — это доступная и бесплатная система здравоохранения, считает руководитель Департамента институционального анализа и общественного управления Университета Луиджи Боккони профессор Эдуардо Миссони, передает БЕЛТА.

— Что касается карантина. Это не панацея. Сам по себе карантин не лечит,
— отметил Миссони. — Вот я сижу дома безвылазно уже три недели. И у меня все в порядке. Достаточно пространства, светло. Но представьте себе людей, которые ютятся в малогабаритных квартирах с детьми и стариками, за которыми надо ухаживать. Это же ад без внешней помощи и двойная опасность для физического здоровья и психики.

Главное, чему эпидемия учит нас всех, — солидарность между странами, людьми, соседями. Эдуардо Миссони заметил, что в его родном Милане и вообще в Ломбардии были массово приватизированы клиники и сегодня большинство из них отстранились от помощи государству. Все тяготы обрушились на общественную систему здравоохранения. И это настоящая драма для Италии.

— Наша система оказалась не готова к эпидемии. Небольшие города, провинции и страны не могут справиться в одиночку. С моей точки зрения, как европейца, это совершенно недопустимая ситуация. Мы создавали Евросоюз, чтобы действовать сообща. Но COVID-19 жестоко указал нам, что на самом деле торжествуют другие идеи. Закрытие границ, сокращение помощи, попытки перекупить врачей и оборудование, спекуляции.

Коснулся Эдуардо Миссони и вопроса производства средств защиты: 

— Мы перестали сами производить средства защиты: нам говорят, что их дешевле делать в Китае. Я помню в середине января, покупая в миланской аптеке маски, был очень удивлен, что они изготовлены в китайском Ухане. Они поставляли нам маски, хотя у самих был дефицит, а потом мы стали отправлять в Китай их же средства защиты. Вот вам и глобализация. Абсурд, который оборачивается трагедией… 

МНЕНИЕ ВРАЧА

Система заточена на профилактику

Генеральный директор Института сердца Минздрава Украины Борис Тодуров в телевизионной передаче высказал мнение, почему в Беларуси нет паники насчет коронавируса и правда ли, что вирус страха страшнее его самого?

— В данной ситуации — да. Я думаю, что истерика, которая сегодня есть по поводу коронавируса, во многом не оправдана. Если мы возьмем статистику по Украине, то у нас в год умирают 6000 человек от суицидных попыток, около 4000 погибают под колесами автомобилей. Уже не говорю о том, сколько погибает от туберкулеза — более 10 000. От сердечно-сосудистых заболеваний — более 300 тысяч в год. И по этому поводу ни у кого нет каких-то серьезных волнений, это вроде как естественно. Поэтому, если взять такую статистику и посчитать, сколько умирает от коронавируса и сколько уже умерло, сколько, предположим, может умереть, то истерика вокруг этого — лишнее. А в Беларуси нет истерики, потому что она сохранила систему Семашко (основоположник советского здравоохранения. — Прим. авт.), которая четко заточена на профилактику, на иммунизацию, на все прививки. Это практически система Советского Союза, только хорошо финансируемая и высокотехнологичная. В Беларуси работают санэпидслужбы, инфекционные больницы, которые финансируются государством. В этой стране сохранена управленческая вертикаль и медицина очень четко сотрудничает с пограничной службой, с милицией и т.д. А это все структуры, которые включаются в случае возникновения карантина, и они должны действовать сообща.

basikirskaya@sb.by

Фото предоставила Вилейская служба скорой помощи.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter