Режим нераспространения ядерного оружия: экономическая подоплека политического вопроса

Крах режима нераспространения ядерного оружия – мечта ряда стран. Но, как считается, США весьма жестко удерживают режим нераспространения

Крах режима нераспространения ядерного оружия – мечта ряда стран. Но, как считается, США весьма жестко удерживают режим нераспространения, одним из основополагающих документов которого является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу 5 марта 1970 года и являющийся бессрочным (на сегодня документ ратифицировали более 185 стран).

В чем его суть? Если верить американским массмедиа, в том, чтобы не дать таким странам, как Иран, Северная Корея, Пакистан и т.д., иметь атомные бомбы вроде тех, что США сбросили на  Хиросиму и Нагасаки. Однако бомбы такого типа – это оружие, устаревшее, по меньшей мере, на полстолетия. Реальной боевой силой, по мнению аналитиков, оно сегодня не является, создать его в состоянии многие, особенно с учетом того количества урана, которое ежегодно пропадает в мире и почему-то ни МАГАТЭ, ни ООН в связи с этим особо не беспокоятся... Если некоторые страны такого оружия не делают, то лишь чтобы не дать повода для вторжения на свою территорию, поскольку «обладание даже десятью бомбами такого типа сегодня не спасет ни одну страну от агрессии». 

На вопрос, в чем же реальный смысл режима нераспространения, некоторые эксперты дают следующий ответ. Де-факто  это «экономический режим, запрещающий целому ряду стран создавать у себя полный ядерный цикл, а тем самым и ядерную энергетику, не зависящую от внешней помощи. Таким образом, это вопрос не военной, а экономической безопасности. Рынок атомной энергетики уже сегодня составляет свыше 15 % всего энергетического рынка в мире, а в ближайшие двадцать лет достигнет и 20 %. То есть это рынок, сомасштабный рынку нефти и газа. Понятно, какие огромные деньги задействованы на этом рынке. И понятно, что США и некоторые другие страны заинтересованы проводить всю работу по обогащению урана на своей территории и уж потом решать, передавать кому-то обогащенный уран в лизинг или нет...» 

Именно поэтому, например, развитие ядерной программы Исламской Республики Иран (страны, подписавшей Договор о нераспространении ядерного оружия еще 2 февраля 1970 года и периодически заявляющей о том, что не заинтересована в выходе из него) «вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества», которое, по словам американских СМИ, «опасается», что Тегеран может использовать программу в военных целях. 

Между тем, по оценкам экспертов, «в дипломатической игре по данному вопросу Иран имеет ряд преимуществ. Во-первых, с точки зрения международного права, Иран действует без нарушений Договора о нераспространении, он лишь не откладывает работы по обогащению урана до выяснения МАГАТЭ всех не решенных ранее вопросов. Во-вторых, в мире существуют, как минимум, 3 государства, обладающие ядерным оружием и вообще не участвующие в ДНЯО, одно из которых также исламская республика. В-третьих, несмотря на дипломатические усилия, прилагаемые для сохранения режима ядерного нераспространения, становится все более очевидным, что в нынешних условиях он не соответствует реалиям, и ряд государств, ссылаясь на необходимость обезопасить себя от различного рода кризисных ситуаций, идет на его нарушение. Претензии к Ирану в этом отношении являются, очевидно, конъюнктурными, что дает ему моральное право продолжать свою дипломатическую игру». 

Ситуация усугубляется тем, что режим нераспространения, достаточно эффективно действовавший во времена «холодной войны», разваливается не без помощи самого Вашингтона. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter