Режет по глазам

Субъективные впечатления от рекламы в Минском метро

Субъективные впечатления от рекламы в Минском метро


Переход со станции метро «Купаловская» на «Октябрьскую». Спускаетесь на эскалаторе. Прежде чем ступить на «твердую» землю, вы невольно изучите цветастый караван рекламных щитов — слева и справа, а где–то посередине пути из укрепленного под потолком телевизора на вас обрушится очередной медиа–поток.


Выхожу на платформу, жду электричку. С многочисленных мониторов мне наперебой предлагают съесть таблетку от запора, попить сиропа от кашля, сходить в солярий и заодно слетать в Египет. В это же время на дисплеях демонстрируются изыски отечественных клипмейкеров, которые резко прерывает очередная рекламная доза. И первое, и второе — удовольствие на любителя...


Как и многие другие, я вполне уважаю Карлсона. Но похождения «мужчины в расцвете сил» привык наблюдать тогда, когда мне этого хочется. Теперь же посетители метро, ожидая очередной поезд, сосредоточенно поглощают изысканную окрошку из мультяшных фрагментов, роликов и настойчивых предложений размещать (еще и еще!) рекламу в метро.


Откуда–то с потолка неожиданно раздается музыка — это анонс очередного телепроекта.


Лично мне становится немного жутко, когда взрослые дяди и тети впадают в транс, наблюдая за приключениями рисованных персонажей, либо широко открывают рот, таращась на экран, с которого повествуют о прелестях тех или иных услуг. Горожане разъедутся по домам и снова погрузятся в гипнотическое состояние, усевшись в кресла у экранов уже меньшего формата. Но дома–то хоть безопасно, а в метро я каждый раз напрягаюсь — того и гляди упадет такой завороженный на рельсы или, по крайней мере, поезд свой пропустит.


Ежедневное подземное путешествие иногда напоминает мне «воспитательные» процедуры, которым подвергался главный герой фильма «Заводной апельсин». Алекса привязывали к креслу, липкой лентой открывали глаза и заставляли по нескольку часов в день наблюдать хаотичный видеоряд. Таким образом юного хулигана пытались «вылечить» от агрессии и жестокости...


Но не слишком ли много объявлений, анонсов, клипов в «подземке»? Может, есть смысл жестко ограничить рекламную дозу?


Звоню в рекламный отдел Минского метрополитена.


— Последний раз мы устанавливали на станциях экраны, по которым транслируют рекламные ролики, в 2005 — 2006 годах. Пока увеличивать их количество не планируем, — уверяет начальник отдела Вячеслав Бондарь. — У рекламных носителей (проекционных экранов, динамических дисплеев, плазменных панелей) есть свои владельцы, которые платят нам. Деньги идут в общий фонд метрополитена.


— Не мешает ли пассажирам реклама в метро? — интересуюсь я.


— Нет, не мешает.


— А есть ли какие–то пределы? Или рекламы может с каждым днем становиться все больше и больше, если того захочет заказчик?


— На станции места предостаточно! Мало того, часто рекламные компании не могут найти заказчиков для уже размещенных носителей. Наверняка вы не раз видели надписи «здесь могла быть ваша реклама» и тому подобные...


Само собой, без рекламы не обойтись. Это неотъемлемый атрибут любого современного города, в некотором роде — его фасад. В конце концов, это деньги, и весьма немалые, которые, несомненно, тратятся на благоустройство и обслуживание «подземки» (читай — для пассажиров). Но, во–первых, всему есть предел. Визуальная агрессия, с которой ежедневно сталкиваются минчане, порой зашкаливает. Нельзя жить и работать рядом со свалкой — это противоречит элементарным санитарным нормам. То же самое касается и медиа–образов — человеку необходим информационный отдых. Отсутствие своеобразной рекламной «гигиены» вряд ли благотворно скажется на психическом здоровье. Во–вторых, не будем кривить душой, качество и разнообразие нашей рекламы, как социальной, так и коммерческой, сегодня, мягко говоря, оставляет желать лучшего.


Виталий Гридин, директор рекламного агентства «Гриол» (которому принадлежит 19 проекционных экранов, расположенных на 4 станциях метро), так охарактеризовал ситуацию с разнообразием рекламы в метро:


— Одни и те же мультфильмы, например, долгое время не идут — мы постоянно осуществляем ротацию блоков. Что касается видеороликов, особенно социальных, то тут все решает заказчик — сколько ролику идти и какой он будет.


— Экономически оправданно ли размещение рекламы в метро по сравнению, скажем, с наружной рекламой на улицах или по телевизору?


— Разумеется, эффекта от такой рекламы больше. Если телевизионный блок можно не смотреть, переключить канал, отвлечься, то в замкнутом пространстве человек невольно обращает внимание на рекламу.


— Не раздражает ли большое количество рекламы в метро, не вредно ли это?


— Думаю, нет. Во–первых, подход к сюжетам очень строгий. Ролики проходят согласование в Мингорисполкоме, метрополитене. И все приводится в соответствие с законом о рекламе. Вообще–то разместить рекламу в метро не так и просто. Во многих местах это и вовсе невозможно, например, там, где есть какие–то архитектурные композиции, которые нельзя закрывать.


...Могут возразить: не нравится — не смотри (не слушай). Аргумент? Да, но не самый лучший. Свободы выбора в действительности не остается. Почему, желая хоть немного тишины и покоя, я должен надевать черную повязку и наглухо блокировать барабанные перепонки берушами? Я ведь не с легендарным Одиссеем проплываю мимо неизбежных сирен, а всего–навсего пользуюсь общественным транспортом, за что, кстати, исправно плачу деньги!


Компетентно


Роман Евсегнеев, председатель Белорусской психиатрической ассоциации, доктор медицинских наук, профессор:


— Не думаю, что реклама в метро может прямо сказаться на психическом здоровье. Конечно, плохо, если внимание человека постоянно рассеивается. Но когда вы видите 100 рекламных призывов, то действуют они минуты 2 — потом вы не воспринимаете ни одного. Другое дело, что, к сожалению, нет никакого контроля со стороны психологов и психиатров за содержанием и количеством рекламы. При всей жесткости санитарных, гигиенических и т.п. норм у нас с советских времен совершенно отсутствует традиция наблюдения за психическим воздействием внешних факторов на человека, как будто бы его и не существует вовсе.

 

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter