Резервное поле еще не пахано

Рейдовые бригады Минсельхозпрода продолжают «сканировать» сельхозпредприятия, выясняя уровень готовности машинно-тракторного парка республики к весенне-полевым работам

Рейдовые бригады Минсельхозпрода, сформированные из специалистов инженерных служб различных регионов, продолжают «сканировать» сельхозпредприятия, выясняя уровень готовности машинно-тракторного парка республики к весенне-полевым работам. В первой декаде февраля представители министерства побывали во всех 22 районах Минщины. Обсуждение ситуации состоялось на базе ОАО «Воложинская агропромтехника», куда для ознакомления с опытом ремонтных и сервисных служб АПК были приглашены и специалисты Витебщины.

Открывая семинар, начальник Главного управления механизации и технического прогресса Минсельхозпрода Франц Минько отметил: «Впервые за последние годы мы будем проводить посевную, да и уборочную в очень сложных экономических условиях. Резко подорожали энергетические ресурсы, а у государства нет больших резервных средств, чтобы основательно помочь селу. 70 % их придется искать в местных бюджетах, брать кредиты, использовать другие возможности, изыскивать резервы». 

Резервное поле АПК, убежден Франц Минько, обширно, а кое-где в стране, образно говоря, вообще не пахано. Минщина в этом отношении, напротив, источник опыта. Нынче здесь из бюджета только на запчасти выделили 2 млрд. рублей. Но тратят их с умом, ставка — на энергонасыщенные тракторы с применением комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов, способных за один выезд в поле осуществить сразу несколько технологических операций. Это даст темп, качество, высокую производительность в сжатые сроки посевной. Большинство машин, чтобы они не отказали в ходе полевых работ, проходят техническое обслуживание в цехах сервисных служб. А в Воложине пошли еще дальше: диагностируют все 100 % таких тракторов, создали звенья из квалифицированных наладчиков, которые в страду готовы выезжать в то или иное хозяйство круглосуточно. 

По словам гендиректора «Минскоблагросервиса» Владимира Хотяновского, чтобы увеличить эффективность использования техники, облисполком принял решение о загруженности энергонасыщенных тракторов в две смены и потребовал от местных властей обеспечить их квалифицированными кадрами. Строгий контроль будет налажен и за использованием в сельхозкооперативах заправочных мини-станций, где с учетом и расходованием ГСМ есть немало проблем. 

Аналитики подсчитали: если удастся успешно реализовать лишь вышеперечисленные мероприятия, областной АПК может сберечь в ходе весенней страды от 10 до 20 % топливных ресурсов. 

У агропрома республики есть резерв, о котором знают все руководители. Зато далеко не все принимают его во внимание. А зря. На  семинаре, например, выяснилось: проверяющие излагают информацию о ситуации в районах, но она не согласуется с официальными сводками. Условный пример: в районе насчитывается 100 плугов и столько же сеялок. Половину из них отправили в ремонтные мастерские. Потом выкупили. Казалось бы, можно рапортовать: 50 % агрегатов готовы к посевной. А в сводке стоит 70 %. Почему? Да потому, что когда сдавали отчет, скажем, на 1 февраля, то в числе действующих числилась и та техника, которую давным-давно пора было списать. Но сделали это только недавно. Вот и «заплясала» сводка, давая повод начальству всех рангов подвергать критике нерадивых хозяйственников. 

В Минской же области пришли к выводу, что подсчет готовых агрегатов от имеющегося в наличии технического ресурса, который процентов на 15—20 изношен и восстановлению не подлежит, вообще пустая затея. 

Во-первых, она не проясняет общей картины. Во-вторых, область нынче, как заявил ее представитель, потратит всего 5—10 % средств на ремонт тех же плугов (весной здесь пахать почти не собираются, так как подняли зябь еще с осени). А коль отпадает весновспашка, резко сократятся расходы на ГСМ, оплату труда, другое. 

В масштабах республики выгоду от такой методы, похоже, никто пока толком не посчитал. 

Техники в хозяйствах сегодня очень много, но согласно рабочим планам посевной задействована она будет лишь частично. Значит, и приводить в порядок трактора, сеялки, другие агрегаты, как это делают в столичном регионе, надо выборочно. 

Ни для кого не секрет, что часть хозяйств в республике до того закредитована, что не может оплачивать ремонт или сервисное обслуживание сложной сельскохозяйственной техники. До некоторых пор так было и с сельхозкооперативами на Воложинщине. Пока глава «вертикали» Иван Маркевич со своими единомышленниками не пересмотрели объемы шефской помощи. Подсчитали количество предприятий и организаций в районе, оценили их экономическое состояние и довели задание каждому трудовому коллективу отремонтировать для нужд того или иного хозяйства плуг, сеялку, культиватор, борону, трактор, комбайн… Ремонтирует, конечно, ОАО «Агропромтехника», оплачивают труд шефы. В масштабах области, республики такая помощь способна дать высокую отдачу. 

На Минщине есть уникальный, пока единственный в Беларуси высокоэффективный опыт экономии энергоресурсов. Он связан с плющением зерна в сельхозкооперативе «Першаи-2003». В 2006 году коллектив хозяйства, до тонкостей соблюдая технологию, вместо предполагаемых четырех тысяч тонн заложил на хранение 5,4 тыс. тонн плющеного зерна. Если бы его сушили, используя газ, солярку или дрова, пришлось бы раскошелиться примерно на полмиллиарда рублей. Но руководитель СПК Евгений Скрундь деньги сэкономил и пустил их на создание своего пункта технического обслуживания тракторов, оснащенного современным стендовым оборудованием, покупку запчастей, ремонт, другие нужды. 

На семинаре встал вопрос: о плющении знают повсеместно, но почему же прогрессивный метод медленно и плохо приживается на местах? Евгений Скрундь считает, что дело тормозится по глупости. У нас нашлись ученые и практики, которые решили, что финский консервант для хранения плющеного зерна (1000 долларов за тонну, которой хватает для хранения 300 тонн зерна) слишком дорог. За изобретение этого консерванта зарубежные ученые, между прочим, получили Нобелевскую премию в 50-е годы ХХ века. Но что нам западные разработки? Мы стали внедрять отечественные заменители, вплоть до колодезной воды. Теперь экспериментаторы стараются о своих «успехах» не говорить, ибо урожай зерновых благодаря их «стараниям» попросту кое-где погиб, а скот посажен на полуголодный сено-силосный паек. Не загубить бы великое дело, на которое тот же Запад, как на козырную карту, сделал ставку еще много лет назад и выиграл. Наши крестьяне хорошо знают, как тяжело убирать влажное зерно и как высока цена его сохранности. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter