Рейтинг для антикризиcных управляющих

Зачем понадобился рейтинг для антикризисных управляющих?

Чья-то блажь или суровая необходимость?

В минувшем выпуске «Экономика и право» мы рассказывали о делах и проблемах антикризисных управляющих. Сегодня продолжаем начатую тему.

Директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси Александр Мирониченко в последнее время не раз подчеркивал, что проводится работа по созданию рейтинга для управляющих. Зачем этот рейтинг вообще понадобился? Такой вопрос возник не только у автора этих строк.

Нововведение потребовалось, объяснил Александр Иванович, чтобы получить унифицированный показатель, на основании данных отчетности управляющих, позволяющий сопоставить итоги их деятельности в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве). Рейтинг в последующем может использоваться хозяйственными судами при назначении управляющих.

Данная методика будет стимулировать управляющих к принятию всего комплекса мер по завершению производства по делу о банкротстве в сроки, установленные действующим законодательством.

Задачи при этом ставятся такие. Повысить открытость процедур экономической несостоятельности (банкротства) в целом. Создать условия для развития конкуренции на рынке услуг по антикризисному управлению и привлечению в данную сферу наиболее квалифицированных специалистов. Предоставить возможность заинтересованным лицам получить объективные данные об итогах деятельности интересующего их управляющего. Наконец, повысить ответственность самих управляющих.

— Работа по созданию рейтинга, — рассказывает Александр Мирониченко, — направлена в первую очередь на развитие конкуренции в среде профессиональных участников рынка и привлечение наиболее квалифицированных специалистов в сферу антикризисного управления. Избранная методика, убежден, будет способствовать принятию управляющими всего возможного комплекса мер по завершению производства по делу о банкротстве в сроки, установленные законодательством. Они будут прилагать больше усилий по поиску, выявлению и взысканию имущества должника, защите его прав и интересов, максимально возможному удовлетворению требований кредиторов. Что в конечном итоге приведет к более качественному проведению процедур банкротства и повышению ответственности со стороны управляющих. Поэтому основными критериями, используемыми при подготовке проекта методики рейтинговой оценки, по нашему мнению, должны быть такие: количество дел, находящихся в производстве и производство по которым завершено; процент удовлетворения требований кредиторов; стоимость выявленного и взысканного имущества.

По мнению Минэкономики, внедрение этой методики, помимо всего прочего, позволит обеспечить постепенное улучшение показателей Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка по позиции «Ликвидация бизнеса».

В настоящее время на рынке антикризисного управления осуществляют свою деятельность 210 управляющих, в том числе 65 юридических лиц. По информации госорганов, ими аккредитовано 383 специалиста и 12 юридических лиц, при этом: 46 — двумя, 8 — тремя, 5 — четырьмя, 1 — пятью, 2 — шестью госорганами.

В последнее время созданы условия для повышения эффективности процедур банкротства и либерализации условий деятельности управляющих. Это позволило увеличить количество управляющих — юридических лиц почти в 6 раз, количество управляющих — индивидуальных предпринимателей на 77 % и привлечь государственными органами к банкротству государственных организаций 7 управляющих — юридических лиц.

По результатам рассмотренных материалов и проведенных проверок в минувшем году Минэкономики принято решение об аннулировании 7 лицензий, выданных ранее управляющим, за выявленные грубые нарушения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Хозяйственными судами 62 управляющих привлечены к административной ответственности (на 51 наложено административное взыскание в виде штрафа и 11 управляющим вынесено предупреждение).

С 1 января этого года вступил в силу Указ Президента от 25.06.2010 № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)». Им созданы механизмы для сокращения сроков проведения процедур банкротства, позволяющие создать условия для повышения эффективности процедур экономической несостоятельности (банкротства) за счет снижения нагрузки на хозяйственные суды и антикризисных управляющих, вовлечения неиспользуемого и неликвидного имущества в хозяйственный оборот.

Либерализация экономических отношений, снятие необоснованных административных ограничений на занятие определенными видами предпринимательской деятельности привели к тому, что механизм допуска, мониторинга и контроля за управляющими был существенно переформатирован и до сих пор находится в состоянии неопределенности.

Указ Президента от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» не относит деятельность антикризисного управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) к числу лицензируемых видов деятельности. После вступления этого нормативного правового акта в силу с 1 января 2011 года возникла острая необходимость в создании новой правовой базы для обеспечения взаимодействия между управляющими и органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter