Источник: Знамя юности
Знамя юности

Дополненная реальность, QR-коды и много картинок. Листаем новые учебники с 9-классниками

Ревью от девятиклассника

Картинки, оживающие при наведении камеры смартфона, и видео, которые возникают после чтения QR-кода, – нет, это не технологии из будущего. Такие фишки можно найти в обновленном комплекте учебников для девятиклассников. В первые дни сентября вместе с ученицами школы № 1 Шарковщины Вероникой Лавринович и Любовью Булкиной мы полистали новые книги и узнали, какие темы девочки будут проходить в течение следующих девяти месяцев.

Камера смартфона считывает QR-код и направляет на видео в YouTube

Встречают по обложке

В комнате у Вероники для учебников выделена отдельная полка в шкафу-пенале. Книги расставлены в алфавитном порядке: алгебра, белорусский язык, биология… Увидев такую организацию пространства Люба, немного опешила. Вероника заметила удивленный взгляд подруги и пояснила, что ей так проще ориентироваться:

– Люблю порядок. Так мой шкаф выглядит и во время учебного года. Взяла за правило: сделала домашнее задание – поставила учебник на место. Это облегчает сборы портфеля на завтра, ведь не нужно судорожно искать книги по комнате.

Подружки усаживаются за стол и приступают к изучению новинок. В первую очередь анализируют внешний вид. Вероника берет в руки книгу по русскому языку и с ходу заявляет:

– Она такая приятная на ощупь, напоминает бархат.

Люба не удержалась и тоже провела рукой по обложке:

– И правда, можно гладить бесконечно.

Внимание учениц привлек учебник по физике. Из общей стопки он выделяется нестандартным форматом.

– Обложка стала не такой плотной, теперь учебник легко гнется, – обратила внимание Вероника.

– Зато он не тяжелый, – с другой стороны взглянула Люба.

Резюмируя, школьницы сошлись во мнении, что дизайн новых учебников им по вкусу:

– Красивые рисунки, приятные цвета. Особенно приглянулась «География Беларуси», картинки такие сочные. Уже хочется быстрее его открыть.

Дизайн новых учебников пришелся школьницам по вкусу

Видео по взмаху смартфона

Приступаем ко второй части теста – изу­чаем наполнение. Подростки берут учебники по любимым предметам: Вероника – «Всемирную историю», а Люба потянулась к «Биологии». Спустя несколько минут школьницы делятся наблюдениями. Вероника заметила, что параграфы по объему стали меньше:

– Максимум – пять страничек. Раньше и по восемь бывало. Внутри много картинок – это, конечно, плюс. А еще в предисловии есть QR-код, отсканировав который попадаешь на страничку с дополнительной информацией по всем темам за год. Это очень удобно, не нужно серфить в интернете каждое событие отдельно, уже все собрано в одном месте.

Люба тоже довольна содержанием учебника по биологии:

– Первое, что заметила, – это большое количество таблиц. Мне всегда по ним учить проще. Вся информация систематизирована, изложена кратко и четко, никакой воды. В конце есть словарик с терминами. В нем много определений, все написаны понятным языком. Не нужно обращаться за помощью к всемирной паутине.

В конце некоторых параграфов рядом с вопросом со звездочкой школьница увидела QR-коды. Что под ними скрывается? Люба наводит камеру смартфона на штрихкод, специальный сканер за секунду считывает его и направляет на видео в YouTube.

– Ничего себе как быстро, – удивилась девятиклассница. – Вероника, ты должна это увидеть!

За следующие десять минут подруги посмотрели мини-лекцию на тему «Общее знакомство с организмом человека», понаблюдали за движением эритроцитов по капилляру, узнали, как происходит газообмен в легких и из каких этапов состоит сердечный цикл. Любу настолько заинтересовали сюжеты, что она заявила:

– Теперь всегда буду носить с собой наушники, появится минутка на перемене – включу ролик.


Ожившие картинки

Следующим на тест в руки школьниц попала «Геометрия». На первых страницах учебника собраны основные понятия и формулы, которые дев­чонки проходили в седьмом и восьмом классах:

– Признаки подобия треугольников, формулы вычисления площадей, теорема Пифагора – это все помним. А вот здесь уже что-то новенькое.

Вероника и Люба внимательно изучают первую главу. Непонятные слова «синус», «косинус», «тангенс» и «котангенс» вводят их в ступор, но школьницы не печалятся:

– Ничего, выучим. Определения выделены голубым цветом, формулы – в красных рамках, главное не упустишь.

Ученицы обожают на занятиях по физике выполнять лабораторные опыты и теперь открывают учебник в поиске будущих экспериментов. Возле одной иллюстрации находят значок телефона, отправляются к списку условных обозначений.

– «Рисунки, отмеченные этим знаком, можно оживить», – читают подростки и приступают к выполнению инструкции по установке приложения, которое рекомендуют запустить авторы.

Операция нехитрая: скачиваем программу, регистрируемся и вуаля – Вероника наводит камеру гаджета на картинку, и через пару секунд на экране появляется видео эксперимента.

– Раньше мы только могли представить, как проводятся эксперименты, описанные в учебнике. А теперь все наглядно. Это очень круто.

КСТАТИ

В этом году для 9-го класса подготовлены 18 новых учебных пособий. Но будут новинки и у других школьников. К примеру, пятиклассники получат новые учебники по истории древнего мира, русскому и белорусскому языкам, а также по русской литературе. Восьмиклассников ждут издания по техническому труду и китайскому языку, а также долгожданная география, которая из-за доработок так и не появилась на партах в прошлом году.

Учебные пособия разрабатываются на конкурсной основе. Участниками этого конкурса могли быть как отдельные авторы, так и авторские коллективы. Среди победителей каждый четвертый – практикующий педагог. Новые учебники создают ученые, занимающиеся разработкой содержания различных образовательных областей, опытные методисты и лучшие учителя, которые отвечают за соответствие учебного материала возрастным познавательным особенностям учеников.

Само же содержание в новых учебниках отражает изменения, которые внесены в программы. Так, в химии для 9-го класса представлены только темы по неорганической химии, а в учебник по географии для 8-го класса включены темы по социально-экономической географии. В геометрии тема «Соотношения в прямоугольном тре­угольнике», которую изучали в 8-м классе, перешла в учебник для 9-го.

shestakevich@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter