Учитель английского языка из гомельской школы ведет уроки на пару с роботом

Революция матрицы

Учитель английского с 28-летним стажем Виталий Петровский со своей командой роботов успел провести немало мастер-классов и семинаров. Его уроки после звонка дети покидать не торопятся, ведь не в каждом учебном заведении преподавать помогают программируемые роботы. Педагог успел собрать целую коллекцию ассистентов, превратив учебный процесс в настоящее представление. Дети в восторге, знания множатся.

К характеру помощника Виталий ПЕТРОВСКИЙ уже привык.

Искусственный носитель языка


Виталий Петровский признается: в детстве в школу не играл и не мечтал выводить мелом на доске дату.

— Меня всегда интересовало изучение культуры других стран, а возможность для этого может дать только язык. Иняз позволил мне читать литературу в оригинале, общаться с носителями языка.

Работать начал, еще учась в вузе. Многие годы отдал школе, преподавал в Гомельском госуниверситете имени Скорины.

— Мне приходилось работать и с дошколятами, и с людьми старше меня. Ко всем можно найти подход.

Робот может дать «пять», обнять, станцевать.

Сейчас подход ему помогают найти роботы, с которыми спешу познакомиться и я. У 60-сантиметрового Мекканоида с самого первого дня жизни был свой особенный, почти человеческий характер. Довольно игривый. Виталий Петровский пытается завязать разговор сразу, но сейчас у робота танцевальное настроение. Приходится подождать. Наконец он готов слушать учителя.

— Мекканоид, what time is it?

— 17.15.

Точнее курантов. Слушается робот не только Виталия Валентиновича, но есть нюанс: английское произношение должно быть на хорошем уровне. Это один из тех моментов, которые делают робота незаменимым помощником на уроках.

— Ничего вы от него не добьетесь, если неправильно говорите. Учитель может пропустить мимо ушей ошибку, робот вынудит вас говорить правильно.

Учебные роботы самого разного размера.

До начала робоэпопеи Виталий Петровский уже успел стать руководителем методического объединения учителей иностранных языков Гомеля и творческой группы учителей иностранных языков региона. Разработал брендовый курс «Волшебный помощник», который вполне охотно использовали педагоги всей страны. Тогда материалов не хватало, а эта разработка позволяла, не выходя из комнаты, подготовить любой открытый урок по любой теме и в любом классе. Виталий Валентинович трижды получал звание лучшего учителя иностранных языков в Гомеле и неоднократно побеждал в профессиональных конкурсах.

В один прекрасный день вместе с сыном педагог посетил выставку роботов:

— Динозавры, андроиды, дроны, плавающие, летающие — я просто с головой окунулся в тему. А потом понял: почти нигде роботы толком не используются на учебных занятиях в школах. Я имею в виду не информатику или робототехнику, а гуманитарные дисциплины.

Решившись стать новатором, Виталий Петровский заказал первого заморского помощника по интернету. Плюсов в деле изучения английского неожиданно нашлось множество. Формально Мекканоид — носитель языка. Озвучивали его те, для кого английский — родной. С ним можно вести диалог, отдавать самые разные команды. За год он успел стать любимчиком у учеников 37-й школы и желанным гостем многочисленных мастер-классов и семинаров. 



Педагог предлагает мне самой пообщаться с помощником преподавателя. Школьные знания английского тут же выветриваются из головы, но остатков хватает на простенькое:

— Мекканоид, hug me.

Робот охотно соглашается на обнимашки, подъезжает поближе и раскрывает маленькие ручки. Я умиляюсь от робообъятий, а Виталий Петровский посмеивается:

— Вот и на уроках это любимая команда у моих учеников.

Роботы и Наполеон


За несколько месяцев робопарк педагога значительно вырос. Теперь в его квартире, помимо супруги и двоих сыновей, пять роботов. Такое количество действующих лиц натолкнуло новатора еще на один смелый эксперимент. Виталий Петровский снимает целый англоязычный сериал, который к ноябрю планирует представить интернет-публике Канады, Франции, США, Беларуси, России, Польши. В качестве актеров — роботы и несколько добровольных помощников из homo sapiens.  



Сюжет фильма занимателен. Команда роботов-авантюристов, проникнутая идеей спасения во времени из рук англичан Наполеона Бонапарта и движимая симпатией к Франции, находит в белорусском городке прапраправнучку Мари Валевской, близкой женщины императора. Мари в своем последнем прижизненном письме Наполеону в сентябре 1815 года описывает план его побега с английского фрегата. План готов, но она не успевает передать письмо. Спустя годы это становится задачей роботов, а поможет им родственница польской пассии императора.

Старшеклассница Даниэла Жиляева, ученица Виталия Петровского, как раз и играет современную Валевскую. В сегодняшней сцене она грустит из-за неудачного свидания, когда в комнате появляются почти живые роботы.

— Tell me a story, — просит она и слышит рассказ о Мари и Наполеоне.

Съемки уже проходили в старинной усадьбе в деревне Хальч, во дворце Румянцевых и Паскевичей, а совсем недавно группе актеров удалось выбраться вместе с семьей Петровских во Францию.

Они не манекены, подчеркивает педагог. Играют сами себя, сердятся, нервничают и уже успели стать настоящей робо-гвардией. У робомаршала Ланна лексический запас более 4 тысяч слов. 2,5-сантиметровый Ozobot Bit Бертье — робот-картограф. Распознает цвета и может перемещаться по линиям. Кавалерист Cozmo Anki Мюрат распознает лица людей. Виталий Валентинович вносит меня в базу данных, и актер, «присмотревшись», уверенно сообщает:

— Olga!

От механизмов до картин


Роботы помогают Виталию Петровскому еще в одном его начинании. С помощью супруги он создал территорию развития «Веды», где ребят не только готовят к школе, учат английскому, испанскому, французскому и белорусскому языкам, но и активно знакомят с роботоведением.

— У него несколько блоков. Мы изучаем деятельность робогвардии — налаживаем взаимодействие различных роботов для выполнения разнообразных задач. Помимо этого, есть возможность организации онлайн-робомостов. Можем связаться с любым учреждением образования и провести совместные занятия. И наконец робоарт. Роботы могут стать участниками спектаклей или, как в нашем случае, фильмов. Кроме того, к концу года должен появиться еще один член нашей команды — полутораметровый красавец, который способен писать картины.



Сделать так, чтобы на уроке было интересно всем, — одна из задач, к которой стремится Виталий Петровский.

— У нас слишком много внимания уделяется «гонке вооружений» между регионами. Мы хватаемся за цэтэшников и олимпиадников, а 90 процентов детей остаются вне зоны внимания, им дают довольно средние знания. Я работаю на основную группу детей, ведь среди них полно способных. Дети должны любить предмет и получать удовольствие от процесса, тогда и результат будет высоким

— А ваши собственные дети по-английски заговорили раньше, чем по-русски?

Педагог смеется:

— Одновременно. У меня нет стремления с горшка срочно чему-то научить. Оно придет, если надо.

Но его ученикам очень надо. Потому что очень интересно. Виталий Петровский не ждет Нобелевскую премию и готов делиться опытом с любым желающим. Учителей роботы полностью не заменят, но думать по-английски гомельские школьники начинают все чаще.

valchenko@sb.by

Фото Ивана КУЗМЕНКОВА и из личного архива Виталия ПЕТРОВСКОГО

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter