Революция «матрицы»

Белорусская  Интернет-торговля  скоро  станет  цивилизованной

Белорусская  Интернет-торговля  скоро  станет  цивилизованной

Интерес среди     населения к покупкам в Интернет-магазинах неуклонно растет. Правда, этот вид бизнеса по-прежнему страдает «детскими болезнями». 

Пересчет  виртуальности

Несмотря на то, что первые Интернет-магазины в Беларуси начали работать около 7 лет назад, этот вид розничной торговли распространился сравнительно нешироко. По некоторым оценкам, через компьютеры в Беларуси ежедневно совершается лишь около тысячи покупок. Правда, в последнее время рынок электронной коммерции удваивается ежегодно. По оценкам Национальной академии наук, в конце 2006 года в республике функционировало более 400 сетевых магазинов, а ежегодные обороты этого сегмента оцениваются в 50 миллионов долларов. 

На первый взгляд, количество виртуальных  торговых точек не так уж и велико. Большинство столичных мини-рынков по числу рабочих мест «обгоняют» весь белорусский сегмент электронной торговли. Но некоторые эксперты отмечают: число белорусских виртуальных коммерческих площадок значительно превышает официальные данные. По оценкам председателя Совета директоров Центра электронного бизнеса источник Юрия Зиссера, в Беларуси функционирует свыше 1,8 тысячи Интернет-магазинов и каталогов товаров, из которых 211 специализируются на бытовой технике, 194 — компьютерах и комплектующих, 206 — стройматериалах, 167 — мобильных телефонах. Около 14 % белорусских пользователей Интернета (всего их около 1,4 миллиона), совершают покупки раз в неделю, а приблизительно 4% — раз в месяц. 36% Интернет-аудитории ни разу не совершали покупок «виртуально» и еще 41% делают заказы редко. Почти 5% пользователей разочарованы предоставленным сервисом и больше не желают прибегать к таким услугам. Чаще всего в сети приобретают средства телефонии — 42%, запросов на теле-, видеоаппаратуру — 33%, бытовую технику — 29%, компьютеры и комплектующие — 27%, фотоаппараты, аксессуары к ним — 18%, мебель и предметы интерьера — 15%. 

Плюс  меняется  на  минус

Предпринимателям работать через Интернет выгоднее — сокращаются накладные расходы. 

Для потребителей преимущества сетевых торговых площадок: низкие цены, доставка на дом, возможность быстрее найти нужный товар. 

— Есть товары, которые в Интернет-магазинах традиционно дешевле на 15—20%, —  говорит владелец одной из виртуальных торговых площадок Андрей Коляда. — Это, например, относится к бытовой технике. Правда, в последнее время цена уже не является доминирующим фактором при выборе «он-лайн» и «офф-лайн» магазина. Они становятся все более востребованными за счет экономии времени. 

Но есть и «потребительские» минусы белорусских Интернет-магазинов. Опрос на портале источник выявил претензии на проблемы со сроками поставки и несвоевременную реакцию продавца на заказ. 

Однако самый большой минус — отсутствие возможности безналичной оплаты покупок. В некоторой степени это объясняется серой окраской немалой доли Интернет-торговли. Значительная часть сделок в сети совершается в обход кассы, без выдачи чеков и квитанций, с другими нарушениями. 

В итоге «обиженным» оказывается не только покупатель, у которого могут возникнуть проблемы с гарантийным ремонтом, но и государственный бюджет. 

Витрина  станет  магазином

До недавнего времени юридический статус электронных магазинов не был четко прописан, что давало повод достаточно широко трактовать их деятельность. Но с сентября 2006 года торговля в белорусском веб-пространстве регулируется постановлением Совмина N 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет». 

— Отныне Интернет-магазин мы рассматриваем как деятельность в сфере розничной торговли, — объясняет замначальника управления организации торговли и услуг Минторга Лариса Миронова. — Так как оптовая торговля у нас не лицензируется и специальных правил ее осуществления нет, постановление ориентировано на розничную торговлю. Чтобы продавать в розницу через Интернет, субъект предпринимательской деятельности обязан создать Интернет-магазин и только после этого начинать торговлю. 

Со вступлением документа в силу в начале марта 2007 года такой торговлей смогут легально заниматься только юрлица, у которых есть реальные торговые помещения — магазины. Это требование большинству нынешних участ­ников рынка будет соблюсти несложно. По статистике, около 70 % белорусских Интернет-магазинов — виртуальные «клоны» реального бизнеса. Грядущее лицензирование, по мнению Министерства торговли, серьезно облегчит борьбу с магазинами-однодневками. Еще одно обязательное условие — размещение сайта магазинов на серверах, которые находятся на территории Беларуси. Словом, их владельцам придется пользоваться услугами исключительно родных хостинг-провайдеров. Доменное имя, согласно новым правилам, также должно быть зарегистрировано в отечественной зоне «by». 

Среди Интернет-торговцев единого мнения относительно нового закона нет. Конечно, он частично облагородит и упорядочит розничную торговлю в сети, но главных проблем сегмента не решит. В частности, открытым остается вопрос Интернет-эквайринга — подключения на обслуживание сетевых магазинов банками для работы с платежами при помощи пластиковых карт. Эта услуга не только помогла бы «обелить» белорусский виртуальный рынок, но и значительно повлияла бы на культуру покупателей. Ведь именно отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через сеть, неудобства, связанные с отсутствием электронных расчетов, и определенное недоверие к такой форме торговли является главным препятствием в развитии электронной коммерции. 

Лу Наумовский, старший вице-президент Visa СЕМЕА (регион Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки): 

— Говоря о перспективах развития Интернет-торговли в Беларуси с использованием расчетных систем, надо отметить, что в стране нет банков, которые реализовали бы такой проект. Для этого необходимы существенные инвестиции в программное обеспечение, которое может на уровне терминалов электронных магазинов удостоверять сделку, как в обычном магазине. На Западе эта технология успешно используется, однако осторожность белорусских банков оправдана: в Беларуси спрос на такие услуги не достиг уровня, который бы сделал этот бизнес рентабельным. 

Юрий Зиссер, руководитель Центра электронного бизнеса источник: 

— В постановлении не определена политика по отношению к торговым площадкам. При «лобовой» интерпретации постановления сотни магазинов на портале www.shop.by или www.источник должны закрыться только для того, чтобы «воскреснуть» под другими доменными именами. Доходы государства не вырастут, так как индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог. Уменьшится ли количество нарушений от введения лицензирования и увеличится ли число легальных покупок, сказать сложно. Ведь сам факт купли-продажи как совершался, так и будет совершаться вне Интернета, а при личной встрече покупателя и курьера-продавца. 

Александр Романюк, заместитель директора по правовым вопросам юридической компании «Альфа-лоерс»: 

— Согласно постановлению выставил товар на сайте, описал его характеристики и получился Интернет-магазин. А как у вас товар приобретут: купят в магазине, на рынке, в офисе или при помощи курьерской доставки — никого не интересует. Любой белорусский корпоративный рекламный сайт сегодня можно признавать Интернет-магазином.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter