1 сентября «Минсктранс» упразднил кондукторов

Реверанс в пользу «зайцев»

Об упразднении кондукторов в минском общественном транспорте
1 сентября «Минсктранс» упразднил кондукторов. И теперь оплата проезда в общественном транспорте будет полностью происходить по европейскому образцу. Всего четыре месяца понадобилось на то, чтобы его технически перенять. Надо отдать должное: нововведение имеет плюсы. Скажем, дает возможность гибко выбирать подходящий тариф исходя из персональных потребностей, да и вопреки опасениям электронная система работает практически без отказов. Правда, по моим личным наблюдениям, минчане пока не особо спешат массово обзаводиться смарт–картами, предпочитая использовать для оплаты более традиционный способ — талончики.

sulzhin.pngПочему? Есть у меня кое–какие соображения. Главное — покупка карточки не сулит пассажиру значительной выгоды. Оплата 30 поездок дает скидку около 10 процентов, 60 — около 15 процентов. В результате, судя по всему, немалая часть пассажиров не видит смысла раскошеливаться. К примеру, в Москве, где сравнительно давно действует подобная система, покупка проездного на 60 поездок делает каждую из них практически вдвое дешевле в сравнении с разовым билетом.

Примерно так же дело обстоит и с месячными проездными. В большинстве европейских столиц их стоимость равняется 20 — 30 поездкам с разовыми талончиками, что не только делает покупку абонемента оправданной с точки зрения удобства, но и позволяет неплохо сэкономить. В Минске же проездной на четыре вида транспорта эквивалентен 80 поездкам. Почувствуйте разницу. Таким образом, о гораздо более дешевом транспорте в нашей стране по сравнению с остальной Европой можно говорить только применительно к одноразовым билетам: в случае с месячным проездным разница уже не столь существенна. Его стоимость, допустим, в Праге примерно равна минской...

Хотя сейчас, на мой взгляд, после перехода на новую систему оплаты, «Минсктранс» должен стимулировать тех, кто регулярно пользуется общественным транспортом, покупая смарт–карты. В идеале они должны оказаться в кармане каждого пассажира: это выгодно одновременно всем сторонам. Ключ к созданию подобной мотивации лежит на поверхности. Раз уж начали создавать систему по европейскому образцу, надо продолжать. Если стоимость разовой поездки будет расти быстрее, чем цена на месячный проездной, то пассажиры начнут массово использовать карточки, тем самым сильно облегчая работу транспортников.

Еще один парадокс новой системы связан с тем, что с ее помощью стало удобнее не только платить за проезд, но и... ездить бесплатно! Особенно сейчас, когда кондукторы исчезли с линий общественного транспорта. Пока что контроль встречается достаточно редко, и даже увеличение штата ревизоров вдвое — такие планы накануне озвучил «Минсктранс», — на мой взгляд, не спасет ситуацию. С учетом того что при виде контролеров на остановке можно успеть выйти или пробить заранее приготовленный талончик, теория вероятности не быть пойманным пока что на стороне «зайцев». К тому же заходящий в транспорт ревизор зачастую концентрируется на одном упорном безбилетнике, который категорически отказывается платить штраф, давая остальным возможность ретироваться.

Причина здесь опять же кроется в отличии наших расценок от европейских. За границей штрафы за безбилетный проезд большей частью значительны или хотя бы сравнимы со стоимостью месячного билета. Тогда как в Минске безбилетник в качестве наказания заплатит меньше одной четвертой от проездного на четыре вида транспорта. Поэтому до тех пор, пока меры воздействия к нарушителям не сравняются с европейскими, не платить за проезд будет выгодно. Если, конечно, такая сомнительная выгода стоит утраченного душевного спокойствия во время поездки.

Сам по себе отказ от кондукторов и переход на электронные проездные — отличная идея. Это позволяет сократить число людей, занятых контролем проезда, избавить пассажиров от неудобств, создаваемых перемещающимся по переполненному транспорту кондуктором. Однако нельзя забывать, что в Европе подобные системы работают не в последнюю очередь благодаря добропорядочности самих пассажиров, которой нам, по–моему, еще очень не хватает, как и выверенного соотношения между ценами на разовый билет и месячный проездной.

Основной вопрос, который возникает в связи с исчезновением кондукторов: не увеличит ли это число безбилетников, у которых теперь при должной сноровке появляются обширные возможности избегать оплаты проезда? И, следовательно, не станет ли это дополнительной нагрузкой на добропорядочных граждан, которая выльется либо в увеличение стоимости проезда, либо в возросшие госдотации транспортникам? Если «Минсктранс» не сможет с «зайцами» справиться, то, возможно, стоило бы вместо внедрения новой системы задуматься о том, чтобы по примеру Таллина сделать проезд вообще бесплатным.

ivan.syulzhin@yandex.ru

Советская Белоруссия №166 (24547). Вторник, 2 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter