Как в Круглянском районе работают альтернативные формы устройства одиноких пожилых людей

Рецепты от одиночества

Спрос на социальные услуги в Беларуси неизбежно повышается — средняя продолжительность жизни в стране увеличивается, а значит, больше становится нуждающихся в помощи одиноких и одиноко проживающих людей. В этой связи растет актуальность вопроса их жизнеустройства, особенно в осенне‑зимний период — в интернаты ведь хотят не все. И наиболее востребованной альтернативой здесь являются дома зимовки и дома самостоятельного совместного пребывания.

В Круглянском районе внедрены обе эти формы соцобслуживания: дом зимовки, когда двое или трое соседей объединяются для совместного проживания у кого‑то одного, и дома самостоятельного проживания — пустовавшие ранее жилые помещения, в которые вселяются нетрудоспособные граждане, старики, не имеющие жилья или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В них пенсионеры — как правило, из сельской местности — перебираются, чтобы пережить холода. Колоть дрова, топить печь, носить воду им самим уже не под силу. А тут тепло, уютно, несколько раз в день навещает соцработник, но при этом ты сам себе хозяин…

 Временное и постоянное

В доме самостоятельного совместного проживания в агрогородке Филатово Круглянского района трое жильцов: Василий Пехтеров, Анатолий Пограбицкий и Лилия Кунцевич. Впрочем, постояльцы с ходу поправляют: «Прибавьте еще двоих: кошка и собака — тоже наша семья. С ними уютнее и веселее».

Трехцветная Катя попеременно устраивается на коленях то у Василия Васильевича, то у Анатолия Антоновича.

— Знает, что у нас со здоровьем проблемы, вот и лечит, — верит в кошку 68‑летний Пограбицкий.

После смерти жены, он остался один. А потом случился инсульт: левую часть тела парализовало, передвигается, опираясь на трость или ходунки. В родном селе Загорянки ему стало неуютно, попросился в Филатово:

— В агрогородке людно, есть магазин, а главное — библиотека. Я люблю читать. Соцработник о нас заботится: прибирает, стирает, еду готовит — Тома нам как дочка.

Василию 47 лет. Он из села Павловичи, работал пастухом в хозяйстве, но однажды, пока ходил за стадом, случилась беда — его хата сгорела. Ни жены, ни детей у Пехтерова нет, одно время обитал у родственников, соседей, а потом ему предложили перебраться сюда.

— Это здание на балансе сельхозпредприятия «Некрасово‑Агро». Года три пустовало, но с подачи соцзащиты и при поддержке спонсоров, сделавших ремонт, стало домом совместного проживания для пожилых, — рассказывает, помешивая щи, соцработник Тамара Фролова.

Вообще‑то, уточняет Тамара Вячеславовна, за «шеф‑повара» у троицы Вася:

— Он хоть и инвалид II группы, но очень хозяйственный: уху, борщ готовит отменные. На рыбалку ходит. И, кстати, настоял, чтобы мы у дома огород разбили, посадили овощи, картошку...

Вместе круче

Не до весны, а навсегда останется в доме зимовки, который создан в начале октября в деревне Круча, в 20 километрах от Круглого, и Екатерина Дроздова.

Екатерине Ивановне 78 лет, жила в этом же селе, в четырехквартирном доме. До пенсии работала на ферме дояркой, большое хозяйство держала: корову, свиней, гусей, кур. Но так сложилась жизнь: схоронила сначала мужа, потом — единственного сына.

Екатерина Дроздова и Иван Кухлевский живут дружно и весело.

— Может, и доживала бы свой век в одиночестве, да хата совсем прохудилась: крыша течет, печь коптит, — вздыхает пенсионерка. — В дом престарелых я не хотела, а когда Иван Кухлевский предложил мне переехать к нему — согласилась. Упаковала в пакет вещи, перевезла кур да цыплят — вот и весь мой скарб.

Ивану Николаевичу 81 год, живет в Круче в собственном доме. Один. Жены год назад не стало, дочь — далеко. Она отца регулярно навещает, но он, чтобы не заскучать в одиночестве, решил приютить односельчанку. В этом особенность дома зимовки — один пенсионер на зиму берет к себе другого. Кухлевский, к слову, готов пустить на свою жилплощадь еще нескольких сверстников.

Директор Круглянского районного центра социального обслуживания населения Таисия Трипутина делится данными:

— У нас на учете более 8 тысяч человек, из которых почти 2 тысячи — одиноко проживающих, около 240 — одиноких. И мы никого не оставляем без внимания. Соцработники обслуживают их на дому, популярны также гостевые, патронатные, приемные семьи. Это когда чужие люди, а не кровная родня, берут под опеку стариков. Навещают, забирают на выходные и праздники, а то и навсегда. Даже если родня у пенсионеров есть, она не всегда может быть рядом по разным причинам. А пожилые нуждаются в помощи ежедневно. Особенно во время отопительного сезона, ведь 80 процентов таких стариков — из сельской местности. В интернаты, больницы сестринского ухода они не хотят. Потому мы открыли два дома самостоятельного совместного проживания: в агрогородках Филатово и Тетерино. Живущие в них платят лишь за коммуналку и продукты. Дом зимовки пока один, в Круче. Но если будет необходимость создать еще, сделаем.

КСТАТИ

По данным комитета по труду, соцзащите и занятости населения Могилевского облисполкома, всего в области работает десять домов самостоятельного совместного сезонного проживания и семь домов зимовки.

kislyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter