Рецепты для белорусских молочников

НЕСМОТРЯ на явные успехи, одна из основных отраслей агропромышленного комплекса нашей страны переживает вовсе не простые времена. Так называемые «молочные войны», гармонизация законодательства и технических требований в рамках Единого экономического пространства, влияние вхождения России в ВТО, убытки из-за ограничения цен на социально значимые продукты, попытки реструктуризации производства и переработки — все эти вопросы тяготеют над отечественными молочниками.

Из нелучшего по европейским меркам сырья в республике все же удается производить хорошую молочную продукцию

НЕСМОТРЯ на явные успехи, одна из основных отраслей агропромышленного комплекса нашей страны переживает вовсе не простые времена. Так называемые «молочные войны», гармонизация законодательства и технических требований в рамках Единого экономического пространства, влияние вхождения России в ВТО, убытки из-за ограничения цен на социально значимые продукты, попытки реструктуризации производства и переработки — все эти вопросы тяготеют над отечественными молочниками.

Без науки не обойтись

Белорусские продукты питания, несомненно, являются национальной гордостью и занимают значительную статью экспорта. Согласно Программе развития молочной отрасли, до 2015 года в республике должно быть увеличено валовое производство молока до 10 миллионов тонн. Для сравнения, в 2011 году произведено 6,5 миллиона тонн. Но возникает вопрос: как и куда это реализовать?

Сейчас Беларусь экспортирует более 90 процентов продукции только в Россию, которая также строит планы по увеличению производства, да и зависимость от одного рынка опасна. К тому же торговля ведется в основном сырьевым продуктом с низкой добавленной стоимостью, да и идет чаще всего через оптовиков. Кроме того, после вхождения россиян в ВТО таможенные тарифы снизились на 7—15 процентов, что значительно повышает уровень соперничества на продовольственном рынке.

— Для нас встает вопрос конкурентоспособности как по экономическим, так и качественным параметрам. И здесь без активного, агрессивного внедрения современных технологий, достижений науки и передовой практики не обойтись, — считает генеральный директор Научно-практического центра НАН Беларуси по животноводству кандидат сельскохозяйственных наук Николай Попков.

— Аграрии уже определились, за счет чего будут в первую очередь повышать экспортный потенциал. Нам надо иметь конкурентоспособное по своей генетической сути животное, — уточняет ученый.

Молочное скотоводство является ведущей отраслью животноводства, где сосредоточено около 40 процентов производственных фондов. Это одна из немногих отраслей, позволяющая получать стабильную выручку в течение всего календарного года. От ее эффективности зависит экономическое состояние большинства сельскохозяйственных организаций и в значительной мере предопределяется продовольственная безопасность страны.

Сейчас ведется активная работа по созданию буренки белорусского молочного типа, который бы давал на 100 килограммов живого веса до полутора тысяч килограммов молока. По оценкам специалистов, вывод новой молочной породы позволит увеличить валовое производство молока на 180 тысяч тонн, а дополнительная прибыль может составить более 100 миллиардов рублей. Однако мало вывести белорусский молочный тип. Нужно обеспечить его и соответствующего качества кормом. Сегодня это главная причина низкой продуктивности, о чем неоднократно писала и «БН».

Подделка под нашу марку

Свои, зачастую схожие, проблемы у наших партнеров по Таможенному союзу, а также в соседней Украине. Так, импортозависимой страной был и остается Казахстан, куда ввозится 85 процентов молока и молочных товаров. На протяжении многих лет производители сталкиваются здесь с огромным дефицитом сырья. В стране практически не существует крупных ферм, около 95 процентов молока собирают с частных подворий, что, несомненно, сказывается на его себестоимости и качестве.

Сегодня в этой республике сырое молоко — одно из самых дорогих во всем мире. Стоимость его как сырья соизмерима с ценами в Японии и Южной Корее. При этом в Казахстане очень высокая сезонность молока, поскольку летом его надаивают в три раза больше, чем зимой.

Что касается потребления, то по количеству литров на душу населения Казахстан заметно отстает от других стран мира. Среднестатистический казах выпивает 36 литров молока в год. Для сравнения, среднедушевое потребление молока в России — 70 литров, во Франции — 100, в Германии — 90, почти на этом уровне и Беларусь. А больше всего молока пьют в Финляндии — 170 литров.

Одно из последних мест среди европейских стран по объемам потребления молочной продукции, как ни странно, занимает Украина. В среднем один украинец выпивает около 34 литров молока в год. И еще любопытный факт. По статистическим данным, на 1 января 2012 года производство молока в стране составило порядка 11 миллионов тонн. Но когда специалисты суммировали количество произведенной в прошлом году молочной продукции, то получили… свыше 22 миллионов тонн.

Фальсификация продукции, к сожалению, стала у наших соседей нормой. Дошло до того, что для производства твердых сыров использовалось… пальмовое масло. А под Киевом был обнаружен завод, который производил якобы «белорусские» молочные продукты и в широком ассортименте реализовывал их на рынках и в торговых точках столицы Украины. Предприятие прикрыли, вот только единственное ли оно на просторах «самостийной»?

Лишь 80 процентов потребности своего молочного рынка самостоятельно обеспечивают российские аграрии, остальное страна импортирует. И здесь один из основных партнеров — Беларусь. Как говорил на втором Белорусском молочном форуме в Минске исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов, на рынке Таможенного союза идет выравнивание ценовой конъюнктуры на продукцию, и Беларусь перестает ассоциироваться у россиян как поставщик дешевого продукта. Преимуществом может быть только качество изделий, на что и делают упор белорусские производители.

— Поэтому мы и покупаем вашу продукцию. Уверен, что сотрудничество в этом направлении может продолжаться еще долгие годы, если молочный рынок Беларуси не постигнет участь некоторых известных брендов, которые докатились до ассортиментной деградации — стали вместо натурального сырья широко применять технологии замещения молочных ингредиентов, — считает Владимир Лабинов.

С такими доводами нельзя не согласиться. Действительно, белорусская молочная отрасль имеет огромный потенциал для роста, который тормозит еще ряд внутренних факторов.

Нужен рынок, а не базар

Следует признать, что качество белорусского молока пока не дотягивает до европейского. В странах Евросоюза минимальным требованием к сырью, которое поставляет сельское хозяйство молокозаводам, является сорт «экстра». У нас же большую часть составляют высший и первый сорт. В белорусском молоке меньше как жира, так и белка.

— Содержание этих двух компонентов прямым образом влияет на выход и качество товарной продукции, — таково мнение директора Института мясо-молочной промышленности кандидата экономических наук Алексея Мелещени. — Содержание жира в белорусском молоке — около 3,6 процента, а в странах ЕС — 3,9—4,1 процента. По содержанию белка белорусское молоко также серьезно уступает. Если мы ставим задачу производить продукцию мирового качества, то должны стремиться и к тому, чтобы такого же уровня у нас было и сырье, — подчеркивает ученый.

По его словам, молокозаводы должны более строго подходить к вопросу поставок сырья и не покупать его, если оно не будет как минимум высшего сорта. Пока предприятия не выработают консолидированную позицию, до тех пор заниматься повышением качества молока сельское хозяйство не будет. Сегодня единства по этому вопросу нет: один завод отказывается брать молоко, но желающие все равно находятся.

Однако, несмотря на не очень хорошее сырье, в Беларуси все же удается производить отличную молочную продукцию. Алексей Мелещеня объясняет этот фактор традициями и целым рядом передовых технологических приемов, в частности, отменной пастеризацией. Правда, они требуют дополнительных затрат от предприятий.

Одна из основных проблем развития молочной отрасли в республике — отсутствие скоординированных действий в переработке, технологии производства, инвестициях, использовании сырья, а самое главное — в экспортной политике, как это сделано в ведущих мировых компаниях.

При современном развитии транспорта в Беларуси нет необходимости иметь множество перерабатывающих предприятий практически с полной специализацией — от цельномолочной продукции до производства масла, сухих продуктов, сыров. Ведь к каждому заводу нужно вести линии электропередачи, дороги, строить очистные сооружения, что весьма дорого. По этой причине производство и переработка молока, а также торговля им продолжают быть не очень эффективными.

Есть проблема в организации рынка молочной продукции и внутри страны. Ведется борьба за сырье и за рынки сбыта. В республике действует один стандарт на молочную продукцию. Молоко, произведенное в разных областях, отличается только надписью на упаковке.

Парадокс и в том, что все предприятия и объединения соревнуются за увеличение валютной выручки, стремясь выйти на рынок самостоятельно. Назрело время принять конкретные решения по переходу от административных к рыночным методам управления производством, переработкой молока. Необходимо качественно разрабатывать маркетинговую стратегию в масштабе республики, организовывать реализацию продукции внутри страны и на экспорт. По идее, этим и должна заниматься Национальная молочная компания, вокруг которой сломано немало копий, но конкретного результата, к сожалению, пока не видно. А ведь молоко может и прокиснуть!

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter