Минские медики уже начали выдавать электронные рецепты на дому

Рецепт цифровым почерком

К 2022 году поликлиники заживут по-новому. Задача стоит перед ними сложная: полностью отказаться от бумажных носителей. Работа идет, и высокие технологии уже постепенно внедряются в медучреждения. Пациенты привыкают к заказу талона по интернету и электронным рецептам. Все это здорово экономит время — и наше, и врачей. Каких новинок ждать в ближайшем будущем, мы узнали в минской поликлинике № 39, которая всегда на шаг впереди в освоении инноваций. В частности, нам разъяснили, как электронные рецепты заверяют цифровой подписью на дому у пациента и чем полезна новая услуга «Личный кабинет».

Планшеты уже получили врачи минской поликлиники № 39, к концу года устройства появятся и в других медучреждениях.

Больше чем рецепт


На недавней выставке «Здравоохранение Беларуси» прозвучала новость: врачи теперь могут оформлять электронные рецепты на дому пациента. Ирина Астровлянчик, руководитель медицинского информационно-аналитического центра комитета по здравоохранению Мингорисполкома, делится подробностями:

— Планшеты со специальной информационной системой уже получили врачи минской поликлиники № 39. Планируем, что к концу года устройства появятся и в других мед­учреждениях города. Статистика показывает, что услуга оформления электронных рецептов становится все более распространенной. Так, только с 1 января по 6 марта этого года врачи выписали минчанам на «зеленую» карту более 640 000 рецептов. А по всей стране эта цифра превышает 1,6 миллиона.

Главный врач УЗ «39-я городская клиническая поликлиника» г. Минска Ольга ЕСМАНЧИК.

Время утреннее, а в холле 39-й минской поликлиники привычных очередей у окошка регистратуры не наблюдается. У кабинетов тихо, немноголюдно, оживленных споров не слышно. Внимание на себя обращает огромное электронное табло с расписанием работы врачей и сенсорные экраны повсюду — для того чтобы занять электронную очередь к доктору или оформить талон, достаточно несколько раз кликнуть по нужным окошкам. Результаты цифровизации минской поликлиники № 39 впечатляют: медучреждение принимает около 28 тысяч человек и около 27 тысяч из них активно пользуются пластиковой картой для медицинского обслуживания. Почему бы и нет: сегодня по такому «пластику» можно не только купить лекарство, но и записаться на прием, получить талон, ознакомиться с индивидуальным планом диспансерного наблюдения, занять очередь перед кабинетом. Главный врач УЗ «39-я городская клиническая поликлиника» г. Минска Ольга Есманчик отмечает:

— Сейчас добавилась возможность выписывать электронные рецепты и на дому. У врачей нашей поликлиники есть планшеты с доступом к ресурсам медучреждения по закрытым каналам связи, а также электронно-цифровая подпись. Она необходима для того, чтобы рецепт соответствовал всем требованиям к электронным документам. Цифровая подпись представляет собой программный продукт на USB-флешке, если используется на стационарном компьютере, и на SIM-карте, если врач работает с планшетом на дому пациента. Подписью располагают пока что только четыре наших специалиста, но за этот год мы планируем обеспечить ею еще 26 врачей. Тогда оформлять электронные рецепты без необходимости создания дубликата на бумаге смогут все доктора, ведущие амбулаторный прием.

Как это работает: врач приходит на дом к пациенту и при помощи планшета оформляет рецепт в электронном формате. Есть и другой вариант, когда медицинский сотрудник посредством телефона, подключенного к интернету, заходит под своим логином и паролем на сайт РНПЦ медицинских технологий.  На оформление электронного рецепта понадобится буквально минута. После этого он появится в общей базе и аптечная сеть сможет его отоварить. Если врач ставит цифровую подпись, пациенту не нужно предоставлять в аптеке бумажный дубликат рецепта.

База данных


— Доступ к ресурсам поликлиники через планшет — это еще и возможность в любое время заглянуть в электронную амбулаторную карту пациента, — рассказывает участковый врач-терапевт Марина Дрейлинг и наглядно демонстрирует процесс на своем устройстве. — Приехав к больному, мы можем посмотреть, к каким врачам тот ходил, какие рецепты ему выписывали, лежал ли он в больнице и каковы результаты его анализов. Также устройство помогает нам лучше организовать свою работу: при помощи функции «Геолокация» мы видим на планшете, где именно ожидает пациент, рассчитываем, как лучше построить маршрут. Раньше для того, чтобы узнать о вызовах на дом, врачам нужно было связываться с регистратором.

На оформление электронного рецепта понадобится буквально минута. После этого он появится в общей базе и аптечная сеть сможет его отоварить.

К слову, доступ к электронной амбулаторной карте имеют и сами пациенты. Нововведение «Личный кабинет» пока реализуется только в 39-й и 34-й поликлиниках. С января пациенты медучреждений могут в режиме онлайн посмотреть результаты последних анализов, УЗИ, выписанные рецепты, заключения и рекомендации врачей, эпикризы, сделанные прививки. В том же «кабинете» можно заказать талон или вызвать врача на дом. Подключиться к услуге проще простого: нужна карта медицинского обслуживания и подпись под «Обязуюсь соблюдать принцип врачебной тайны». После этого пациент получает логин и пароль. Ольга Есманчик поясняет:

— Мы замечаем, что постепенно желание иметь бумажную толстую карточку уходит, пациенты вовлекаются в процесс цифровизации. Сначала возникали проблемы с лицами пожилого возраста — они упорно не хотели осваивать новые технологии. Но наши сотрудники всегда помогают пенсионерам разобраться и показывают на планшете, как, например, заказать талон онлайн или посмотреть результаты исследований. Мы прислушиваемся к критике и пожеланиям пациентов, стараемся добавлять новые полезные функции. В планах — пополнить личный кабинет профилактической информацией для конкретных заболеваний.

Время работает на здоровье


Внедрение технологий упрощает жизнь не только пациентам, но и помогает учреждению эффективнее выстраивать свою работу. Так, можно проанализировать загрузку электронной очереди и обратить внимание на распределение потоков — может, следует открыть дополнительный кабинет? Ускоряется также процесс работы с документами, а время работы врача с пациентом увеличивается.

— Есть у нас еще простая, но полезная услуга — автоинформатор. За день до приема врача пациентам, которые заказывали талон по предварительной записи, на телефон приходит голосовое сообщение с напоминанием и просьбой уведомить медперсонал о своей явке на прием — нажать 1 или отказаться от запланированного посещения, выбрав цифру 2. Если человек не отреагирует, через час ему придет аналогичное оповещение. Очень действенно: за год мы использовали повторно около 8000 талонов, — добавляет главный врач.

Минской поликлинике № 39 повезло больше других: в ноябре 2014 года, когда учреждение только открывалось, все рабочие места уже были компьютеризированы и подключены к локальной сети. Переходить на цифровой формат ей немного проще, чем другим учреждениям здравоохранения. Осталось подождать, пока в освоении инноваций подтянутся остальные поликлиники — и визиты к врачам наконец-то перестанут ассоциироваться с длинными очередями и увесистыми бумажными картами.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter