Рецепт со скидкой

Лекарства по бесплатным и льготным рецептам — тема щекотливая.
Лекарства по бесплатным и льготным рецептам — тема щекотливая. Врачи считают ее деликатной, а пациенты, наоборот, упорно обсуждают в коридорах поликлиник и в письмах в «СБ». Масла в огонь подлил пример России, где недавно был опубликован перечень лекарственных средств с совершенно конкретным «социальным» адресом — по нему отныне будут выписываться препараты для всех категорий льготников. А что в Беларуси? Кому, что и сколько положено?

Минздрав уполномочен заявить

Как сказал «СБ» первый заместитель министра здравоохранения Виктор Колбанов, при выписке лекарств по бесплатным и льготным рецептам медики руководствуются двумя постановлениями. Одно, N 55 от 10.07.2002 г., устанавливает перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарства отпускаются населению бесплатно, второе, N 43 от 17.09.2003 г., — сам список основных лекарственных средств. Группы же льготников составлены на основе семи законов и сегодня выглядят так:

Право на бесплатное получение лекарств имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны тыла, блокадники Ленинграда, Герои Советского Союза, Соцтруда, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой славы, воины–интернационалисты, члены семей погибших военнослужащих, узники концлагерей, дети–инвалиды до 16 лет, дети до 3 лет, некоторые категории «чернобыльцев». Бесплатно выписываются рецепты и тем, кто перенес острое нарушение мозгового кровообращения, острый инфаркт миокарда, — в течение 6 месяцев после начала заболевания, а также препараты по отдельным заболеваниям — при ревматоидном артрите, бронхиальной астме, сахарном диабете и др.

Право на получение лекарств со скидкой 90 процентов есть у инвалидов I и II групп.

Право на 50–процентную скидку имеют ветераны труда, достигшие 70–летнего возраста, инвалиды III группы, почетные доноры, репрессированные.

То, что доктор прописал

Порядок есть порядок, но дьявол, как известно, скрывается в деталях. «СБ» решила узнать, как обстоит дело с бесплатными и льготными рецептами на практике — в отдельно взятой поликлинике, которая должна блюсти дух и букву закона изо дня в день. Самые животрепещущие вопросы из редакционной почты любезно согласились прокомментировать заместитель главного врача 14–й минской поликлиники Алла Мартинович и заведующая терапевтическим отделением Татьяна Стрелкова. Кому, как не им, знать все ответы, если в льготниках здесь ходит каждый шестой пациент, а на оплату всевозможных льгот только в прошлом году ушло две трети бюджета, выделяемого поликлинике на медикаменты и перевязочный материал?..

— Можно ли опубликовать наш перечень основных лекарственных средств для всеобщего обозрения?

— Можно, но бессмысленно. Во–первых, потому что населению он ни о чем не скажет: там перечислены «химические» названия, а не торговые марки. Обычный человек просто не поймет, что дротаверин — это всем известная но-шпа. А, скажем, супрастин и тавегил имеют такие длинные названия, что не всякий медик их выговорит. Этот перечень составлен для врачей, чтобы они могли выписывать разные лекарства разных фирм. Во–вторых, перечень основных лекарственных средств — лишь минимум, которым мы руководствуемся при выписке рецептов. Есть еще формулярный список, более расширенный и обновляющийся каждый год. Плюс еще протоколы лечения. Так что у белорусских льготников гораздо больший выбор, чем в той же России.

— Какие лекарства не выписываются по льготным и бесплатным рецептам в принципе?

— Это препараты, эффективность которых не доказана должным образом, — гомеопатические, содержащие минимальное количество действующего вещества, пищевые добавки, различные витамины, травы, сборы трав.

— Правда ли, что действует негласная установка: выписывать каждому пациенту–льготнику не более энного количества лекарств?

— Нет, если лекарство действительно показано больному в данный момент, у нас нет никакого лимита. Кому–то нужен один препарат, кому–то — три, а есть тяжелые больные — на гемодиализе или после аортокоронарного шунтирования, им порой выписываем до 6 препаратов, потому что это жизненно необходимо. Другое дело, что есть оптимальное сочетание — лучше всего принимать не более 2 — 3 лекарств. Если препаратов более пяти, риск побочных эффектов увеличивается сразу на 50 процентов, если около 10 — то это практически гарантия, что у человека возникнет так называемая лекарственная болезнь, которая ударит в первую очередь по печени и почкам. Однако многие не хотят слышать наши предостережения и живут по принципу: у меня льгота есть, значит, мне все положено. В результате случается так, что человек каждый месяц получает бесплатно с десяток лекарств да еще за год пять раз лечится в стационаре и все равно недоволен. Хотя это уже не пациент, а просто какая–то ходячая аптека!

— Всегда ли предпочтение отдается более дешевым отечественным лекарствам?

— Минздрав рекомендует начинать лечение с препаратов, произведенных в Беларуси, но если возникает необходимость, можно без проблем перейти на импортные. Просто если сделать наоборот, перейти с дорогого на более дешевое, психологически пациент будет чувствовать себя ущемленным. И напрасно: действующее вещество и там и там одно и то же, лекарства различаются только добавками, степенью очистки, но это, как показывает практика, мало сказывается на их эффективности.

— Что делать тому, кто с решением доктора не согласен?

— Если пациент настаивает на лекарстве, которое не входит ни в один из трех перечней, проводится консилиум с участием лечащего врача, заведующего отделением и заместителя главного врача. Практически всегда стараемся идти навстречу больному. Учитываются его диагноз, категория льгот, так называемый эффект от лечения, например, в случае, если препарата в перечнях нет, но он хорошо зарекомендовал себя на практике. К рекомендациям специалистов из коммерческих структур относимся очень осторожно: там за врачом порой стоит фармацевтическая фирма, чьи препараты, скажем, из вытяжки тропических растений еще толком не изучены. Вообще, отказываем пациентам, только когда нет абсолютно никаких показаний к тому или иному препарату. Скажем, больной только начал пить терафлекс, но уже просит аналогичное лекарство другой фирмы — это, согласитесь, просто разбазаривание государственных средств. Есть и вовсе анекдотичные случаи — приходит бабушка и требует, чтобы ей прописали... «Простамол–уно». Видимо, для внучат...

— Вообще, имеет ли право льготник требовать, чтобы ему назначили то или иное лекарство?

— Увы, наши пациенты часто сами ставят себе диагноз, сами, насмотревшись телевизионной рекламы и наслушавшись соседей, назначают лекарства, а в кабинет заходят со словами: «Мне не на прием, только рецепты выписать». А ведь врач просто не имеет права сделать это, не осмотрев больного. Даже тот препарат, который вчера ему подходил, сегодня может быть уже категорически противопоказан или нужно снизить дозу, или сделать перерыв в лечении. Именно лечащий доктор и только он разрабатывает программу лечения — как долго и как часто что принимать. Когда мы говорим: «Врач несет ответственность за выписку рецепта» — нас понимают превратно: дескать, хотите сэкономить средства. На самом деле речь о том, что врач полностью отвечает за ход лечения. Не зря еще древние говорили: есть болезнь, есть врач и есть пациент. На чью сторону встанет пациент, тот и победит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter