Реставрация внушает уважение

Несвиж в этом году объявлен культурной столицей Беларуси...

Несвиж в этом году объявлен культурной столицей Беларуси. Планируется, что уже в июне откроется для посещения туристами дворцовый комплекс Несвижского замка. На сегодня закончена реставрация княжеских покоев, замковой каплицы, золотого, бального, охотничьего, каминного и гетманского залов...


Когда только начиналась реставрация и восстановление Несвижского замка Радзивиллов, то доморощенные «специалисты» кричали, что памятник архитектуры будет погублен окончательно, бесповоротно и навсегда. Говорили, писали, вешали в сети фотографии, на которых знаменитый дворец выглядел не лучшим образом. Перекопанный двор, экскаваторы, самосвалы, здания без окон, открытые стропила, стены с обсыпавшейся штукатуркой. «Ужас и кошмар! Все! Восстановлению не подлежит! Лучше бы и не трогали дворец! Такой памятник погубили!» — гневно писали блоггеры под своими фотографиями.


Мела метель и делала монументальный Несвижский замок Радзивиллов похожим на огромную картину. Двор безлюдный и белый, как незакрашенное полотно. Как не сфотографироваться на таком великолепном фоне? Художник–реставратор Федор Сорока делает несколько снимков, и мы идем через кованые ворота, а потом и через двор, оставляя цепочки следов на снегу.


Если стоять лицом к центральному входу, то слева замковая церковь, или каплица. Там все основные работы закончены. Реставратор открывает дверь, и мы оказываемся в просторном помещении с неожиданно высокими стенами. Голос реставратора и наши шаги по каменному полу разносятся и умножаются эхом. Помещение кажется огромным. Я осматриваюсь, прикасаюсь к стенам, к алтарю...


— Федор, сколько времени заняла вся работа по восстановлению этой каплицы?


— Более двух лет. Первый год мы занимались расчистками, готовили проект, делали эталоны. Ну а потом, собственно, само исполнение. С алтарем возникло много проблем. Существует только одна фотография, на которой снят алтарь, да и та не самого лучшего качества. Представляешь, сколько всего пришлось изучить и чему пришлось научиться? Это сейчас здесь просторно, чисто, много воздуха и света. А тогда все помещение было занято лесами, досками, трубами. Шло самое настоящее строительство, сверху сыпался мусор, а мы внизу делали алтарь... Но все обошлось. Справились. Вот этот искусственный мрамор полировали, натирали воском. Все делалось вручную. Руки были черные, — вспоминает Федор Сорока и прикасается к темному мрамору алтаря. — Вначале мы его нарисовали на стене. Все детали: вазы, цветы, капители делали в Минске, а потом привозили и собирали здесь. Внутри его пеноблоки.


— А куда делся настоящий алтарь?


— Когда в замке был санаторий, то в каплице находился спортзал, а потом раздаточная. Каменный алтарь, сам понимаешь, разобрали и выбросили, как и многое другое. Из настоящего здесь только вот эти две каменные доски, что находятся на стене, по обе стороны от алтаря... Это большая удача, что в свое время ксендз Колосовский спрятал эти доски в подвале, сохранил для потомков. Нам пришлось написать нужные бумаги и добиться того, чтобы доски вернулись на свои законные исторические места.


— А что на них за надписи?


— На одной из них история родовой иконы, хранящейся у Радзивиллов в Польше. В алтаре помещена копия той иконы.


— Федор, а как выглядела каплица при Радзивиллах?


— На боковых ярусах находились мужчины и женщины, имелись хоры, орган и княжеская ложа. Амвон был, деревянные скамьи, на которых сидели пришедшие на службу верующие... Вот еще одна интересная деталь. Видишь окошки? За ними темное помещение. Там во время службы находились заключенные, и они, как и остальные, могли все слышать. Присутствовали на богослужении.


— Я так понимаю, что реставрация началась почти с нуля?


— Да. Когда мы сюда вошли, то алтаря не было. Сохранилось совсем немного живописи на стенах. Спасло то, что та живопись оказалась, как и водится, под слоем штукатурки.


— Получается, что вы сделали все, что видят глаза и к чему можно прикоснуться.


— Как делали алтарь, я рассказал... Настоящей живописи осталось на стенах совсем мало. Основной задачей было сохранить ее всю. Даже не трогать, не «подновлять». Мы пытались фактурой воссоздать прежний вид. Между прочим, Эльжбета Радзивилл, когда пришла, потрогала стену и сказала: «От так оно и было...»


— Ведь это все написали по штукатурке?


— Да. И стены, и плафон... Что такое фреска? Это когда каждый день художник набрасывает на стену штукатурку и пишет по ней, пока она не высохнет... Мы не скрываем, что это «новодел», мы даже это подчеркиваем. Если пройти по залам замка, по парадным лестницам, где много золота и лепнины, а потом попасть в каплицу, то она может показаться древней и суровой. Но именно к этому мы и стремились в своей работе.


— Бывшей хозяйке замка ваша работа понравилась?


— Когда здесь была Эльжбета Радзивилл, то она рассказывала, как пряталась на балконе, под потолком, и там тайком курила отцовские папиросы. Ни одной фотографии плафона не сохранилось, и нам пришлось поверить Эльжбете, которая пыталась вспомнить, как выглядел плафон. Мы нашли единственный документ, в котором имелась подсказка, что на плафоне — ангелы и надпись «Яхве». Вся эта каплица посвящена «вознесению Девы Марии»... Думаю, что в своей работе мы максимально приблизились к тому виду каплицы, который она имела при Радзивиллах.


— Федор, то, что вы сделали, внушает уважение.


— Мы старались. Иногда было тяжко. Даже ночами работали. Но по сравнению с другими этот объект можно считать «быстрым».


Каплицу делал не я один, это объект творческой мастерской «Басталия». Здесь работали Олег Ходыка, Николай Золотуха, Игорь Кныш, Иван Медведев, Евгений Левданский и другие.


...Выходя из ворот, под аркой, я оглянулся. Метель штриховала монументальный замок Радзивиллов. Он выглядел абсолютно настоящим.


P.S. Вот что интересно. Те, кто несколько лет назад активно возмущался тем, как ведутся реставрационные работы в Несвижском замке, помещал в интернете гневные тексты и фотографии строительной «разрухи», — смолкли. Борцы за «правильную реставрацию», я это давно заметил, любят показывать начало работ и совсем не любят показывать финал, то, как выглядит восстановленный и отреставрированный объект. В начале лета Несвижский замок будет открыт и все желающие своими глазами увидят, что смогли сделать наши реставраторы и строители.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter