Почему бизнес не заинтересован в восстановлении замков

Реставрация — это не ремонт

Должны ли быть в старинных усадьбах пластиковые окна и почему бизнес не заинтересован в восстановлении замков
«Недавно мне пришлось делать проект по восстановлению одной из старинных усадеб, — рассказывает реставратор Валентина Смеян. — У нас возник спор с заказчиком. Он купил эту усадьбу и на правах хозяина не хотел ставить там деревянные окна, а только пластиковые”. 


Людей, радеющих за старину, к сожалению, среди собственников немного. Это общеизвестный факт. Они не хотят тратить лишние деньги “на аутентичность”, а стремятся использовать более дешевые материалы. И их понять можно. Но есть и интересы государства. И, наверное, правильно было бы научных руководителей таких объектов избавить от излишней зависимости от заказчика. Но кто платит, тот и заказывает стройматериалы. К тому же сейчас и требования к реставрации упростились. Главное условие — не менять облик, не трогать фасады здания. К чему все это может привести?


Кстати, теперь уже Министерство культуры не разрабатывает реставрационные нормы. Этим занимается Минстройархитектуры. Может, поэтому работы в зданиях старины все больше начинают походить на ремонтные. “Мне приходилось бывать гидом у немецких туристов, — продолжает Валентина. — Они у меня как-то спросили, почему у нас так много временного жилья”. То есть повсеместно мы стали использовать в строительстве элементы, которые к долговечным причислить нельзя. Это касается в том числе и пластиковых окон. Отчего мы слепо гонимся за новомодными тенденциями, вместо того чтобы бережно относиться к своим традициям, развивать их, дорабывать в научных лабораториях? 


“Сейчас положение дел в реставрации очень сложное”, — считает заместитель директора проектного филиала ОАО “Белреставрация” Владимир Синявский. Ранее у этого производственного объединения было достаточно заказов. Был и соответствующий штат сотрудников. До 1997 года для проведения реставрационных работ необходимо было наличие соответствующей лицензии. Сейчас тендер может выиграть любая проектная организация. “Несвижский замок проектировал “Минскгражданпроект”, — вспоминает начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Игорь Чернявский. — Неплохо чувствуют себя в реставрационной сфере институт “Гродногражданпроект”, пинская проектно-конструкторская мастерская “Марс”.


Министерство культуры в год выдает около 1.300 разрешений на разработку проектной документации, реставрационно-восстановительных работ. Финансируются они из республиканского, местных бюджетов, а также за деньги частников. Например, за счет средств бюджета Гродненщины в этом году возобновлены работы на Старом замке в областном центре. По государственной инвестиционной программе восстанавливаются дворец в Жиличах Кировского района, усадебный дом в деревне Красный Берег Жлобинского района, бывший коллегиум иезуитов (сейчас это православный монастырь) в деревне Юровичи Калинковичского района, замки в Лиде, Новогрудке, Гольшанах, Крево и другие. Но если в прошлом году на 14 объектов, входящих в госинвестиционную программу, был выделен 101 миллиард рублей, то в этом году — только 61 миллиард. 


Владимир Синявский обеспокоен: “Мы работаем по тем договорам, которые были заключены до 2013 года. Их всего около 40, почти по половине приостановлено финансирование. И задела на будущее нет”. Специализированные организации переживают не лучшие времена. Нет средств на покупку нового оборудования, ощущается кадровый голод (молодежь не идет сюда из-за маленьких зарплат). Даже подготовка архитекторов-реставраторов в БНТУ была прекращена из-за невостребованности выпускников. Всего у нас сейчас около 80 проектировщиков-реставраторов.


К тому же потеряны многие заграничные традиционные связи, например с Литвой. Сейчас повысить квалификацию можно разве что в Несвижской академии, где лекции читают польские специалисты. Между тем работы у нас не на одно десятилетие, говорит Владимир Синявский, да и за сделанное не стыдно: “Прекрасным получился дворец в Гомеле”. Сейчас идет поиск денег для возрождения костела Божьего тела в Несвиже, добавляет начальник организационно-технического управления проектного филиала ОАО “Белреставрация” Иван Кондратов: “Это уникальный памятник, наследие ЮНЕСКО”. 


В полоцкой Спасо-Преображенской церкви XII века воссоздаются старинные росписи. С нашими специалистами работают и россияне. Финансы выделяются из нашего бюджета. На объектах в Волчине, Ивенце, Гродно, в витебском костеле Святой Варвары можно увидеть польских реставраторов. Там деньги соседей. 


“Частным компаниям трудно побеждать в тендерах, особенно после введения новых аттестационных правил, — откровенно говорит про дела своей специализированной фирмы Валентина Смеян. — Не исключено, что через 10—15 лет мы будем приглашать реставраторов из-за границы и платить им по их расценкам”.


Однако индивидуальный предприниматель Вадим Глинник не боится конкуренции. Но он считает, что нужно менять критерии, существующие при проведении тендера. Заказы, как правило, получают те, кто берется выполнить все быстро и дешево. А это не всегда оправданно. Также нужно развивать частно-государственное партнерство, наладить выпуск специальных строительных материалов.


Чтобы реставраторам выжить, им сегодня приходится браться за любую работу, разводит руками Игорь Чернявский: “Необходимы оборотные средства. Предприятию надо сохранить коллектив профессионалов и обучать молодежь”. 


“Сейчас вкладывать средства в реставрацию нерентабельно. Чтобы изменить ситуацию, нужно вернуть инвесторам преференции, налоговые льготы, сделать доступными кредиты”, — продолжает мысль Вадим Глинник. Пока выгоднее снести старый объект и построить новый. Кстати, за последние четыре года было продано всего чуть более 10 родовых усадеб. “За заказчика надо бороться, а не ждать денег от государства”, — все же не теряет оптимизма Игорь Чернявский. 


Был период, когда “малоценные” объекты включались в список памятников в надежде на получение определенных льгот. Когда ожидания не оправдались, то интерес к этой разрушающейся старине исчез. Поэтому списки памятников теперь нужно пересмотреть. Нашим историкам и реставраторам следует определиться с объектами, которые будут представлять наши традиции в архитектуре, истории, народном творчестве. Тогда государственные средства не будут распыляться, а пойдут на действительно знаковые для страны объекты. Пока же ситуация складывается парадоксальная: памятники, которые нужно восстанавливать, есть, а реставраторы не востребованы.


ЭКСПЕРТИЗА


Александр Климашенок, начальник Минского реставрационно-художественного участка ОАО “Белреставрация”:

— У нас необходимо возродить реставрационный совет, чтобы была возможность обсуждать работы друг друга, решать насущные вопросы. Сейчас нам приходится не развиваться, а сокращаться. Но надеемся, что в будущем году получим заказы на два крупных объекта в Жиличах и Щучине. Ведем переговоры с собственниками, но пока без особого результата. Убежден, что первоклассных специалистов надо поддерживать, в том числе и на государственном уровне. 

Людмила Иванова, реставратор с 40-летним стажем:

— У нас сегодня накопился такой клубок проблем, который уже трудно распутать. Сейчас ведь памятниками занимаются все кому не лень и делают все что угодно. Заказчик может в обход научного руководителя согласовать, например, надстройку второго этажа. И что делать? Продолжать работы над объектом — значит, нарушать закон. К историко-культурному объекту применяются те же нормативы, как и к новому строительству. Это неправильно. Нужно, чтобы реставраторов объединил ведущий институт, куда стекались бы все заказы и который работал бы на всю республику. Сейчас, получается, мы не знаем, что делают наши коллеги, а значит, не можем указать им на возможные ошибки. А ведь реставрация — это непростое дело. Чтобы стать профессионалом, как минимум требуется лет десять.

dev@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter