Здравоохранение, образование, пенсии: на что и сколько планируется потратить бюджетных средств в 2025 году

Решить бюджетное уравнение

В Парламенте на рассмотрении находится проект республиканского бюджета на будущий год. Его расходная часть выросла более чем на 5 млрд рублей и составляет почти 50,3 млрд рублей. Дорожная карта государственных расходов на 2025-й, как всегда, сохранила свою социальную направленность. Приоритетными направлениями остаются социальная защищенность населения и повышение благосостояния граждан за счет роста размера заработной платы и иных социальных выплат. 

Расходы — на развитие

Социальная направленность бюджетных расходов — отличительная черта Беларуси. Государством проводится планомерная работа по повышению материального благосостояния граждан. В текущем году увеличены расходы бюджета на оплату труда, выплату пенсий, а также выполнение социальных стандартов. Благодаря этому нашим гражданам оказывают качественные медицинские услуги, они имеют возможность получить высшее образование за счет бюджетных средств. Рационально, с учетом потребностей людей организована система соцзащиты. Эти же принципы заложены в основу бюджета на 2025-й.

Что касается расходов, то вырастут ассигнования на здравоохранение и образование. Так, на нужды здравоохранения предполагается выделить 2,8 млрд рублей, что на 12 процентов больше, чем годом ранее. На образование государство планирует направить около 2,2 млрд рублей, что на 15 процентов больше средств, выделенных на 2024-й.

Ключевой источник доходной части — налоги. В общей сумме их предусматривается собрать 34,5 млрд рублей. Неналоговые доходы составят 4,6 млрд рублей, включая 2,4 млрд от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Как и прежде, бюджет будет дефицитным в размере около 4,5 млрд рублей. Доктор экономических наук Валерий Байнев в этом не видит ничего критического:

— Главный финансовый документ на следующий год — это бюджет развития, и это бюджет социальной страны. Одна только цифра: расходы на «социалку» вырастут на 14 процентов. В экономической теории говорят, что если бюджет исполняется с профицитом, то значит деньги куда-то замораживаются и не вкладываются в развитие. Поэтому я, как экономист, не приемлю профицит. А дефицитный бюджет свидетельствует о том, что страна тратит деньги и вкладывает в приоритетные секторы. От этого людям живется лучше и развивается экономика. Беглые критикуют, что, мол, в государстве не хватает пороха в пороховницах, поэтому и будет дефицит. Напомню, что существуют Маастрихтские критерии, которые запрещают иметь дефицит бюджета более 3 процентов. Но если посмотреть на статистику, то в Польше дефицит бюджета свыше 5 процентов, у французов — почти 6, а у итальянцев — почти 7,5. Поэтому я удовлетворен, что проект белорусского бюджета на 2025-й планируется с дефицитом в 1,6 процента. И то, что расходы вырастут на 12 процентов, свидетельствует о том, что мы развиваемся. 

Социальный вектор

К слову, на второй сессии Палаты представителей восьмого созыва предусмотрено рассмотреть и проект бюджета Фонда социальной защиты населения на 2025 год. Его доходы сформированы с учетом тенденций исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь 2024-го и основных параметров прогноза социально-экономического развития страны в 2025 году. Что касается конкретной суммы, то она составляет 32,8 млрд руб­лей. Это с учетом средств, передаваемых из республиканского бюджета. В целом бюджет фонда на 2025-й сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования.

— Традиционно основным источником доходов бюджета фонда будут являться обязательные страховые взносы, которые занимают 91,5 процента в структуре доходной части бюджета фонда, — отметила заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Светлана Бартош. — Общая сумма поступлений страховых взносов в 2025-м предусмотрена на уровне 30 млрд рублей. Сумма же запланированных на следующий год поступлений по взносам на профессиональное пенсионное страхование составляет 251,6 млн рублей, или 0,8 процента доходов бюджета фонда. 

Что касается неналоговых доходов, то они прогнозируются на уровне 563,4 млн рублей. Субвенции из республиканского бюджета в бюджет фонда — на уровне 2 млрд рублей. Это 6 процентов в общей сумме доходов бюджета фонда. 

— Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 32,3 млрд рублей. Основную их часть, более 80 процентов, в следующем году запланировано направить на финансирование пенсий, что в общей сумме составит 25,9 млрд рублей. Расходы на выплату трудовых пенсий, включая услуги по их доставке, составят 25,6 млрд рублей, это 98,8 процента всех расходов, пре­дусмотренных на выплату пенсий. В проекте бюджета фонда есть ежеквартальный перерасчет трудовых пенсий, исчисляемых в минимальном размере, социальных пенсий, повышений и надбавок к пенсиям, производимый в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
 При формировании бюджета фонда на 2025-й повышение трудовых пенсий предусмотрено дважды. Среднемесячный размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в 2025 году запланирован на уровне 926 рублей.
При этом необходимо понимать, что только складывающееся фактическое наполнение доходной части бюджета фонда в 2025-м позволит более точно определить как сами сроки перерасчета, так и возможный размер увеличения пенсий. 

 Финансирование выплат пособий — следующая по величине статья расходов бюджета фонда. 

— Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование всех видов пособий, составляет около 6 млрд рублей, или 18,5 процента всех расходов бюджета фонда, — сообщила депутат. — В 2025-м запланировано направить на финансирование госпособий, выплачиваемых в соответствии с Законом от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», включая оказание услуг по их выплате, 3,7 млрд рублей, а это 11,4 процента всех расходов бюджета фонда. Из них на финансирование пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет — 2 млрд рублей, или 33 процента всех расходов, предусмотренных на выплату всех видов пособий. Пособия на детей старше трех лет составят 677,4 млн рублей, пособия в связи с рождением ребенка — 318,1 млн руб­лей, пособия женщинам, ставшим на учет до 12-недельного срока беременности, — 23,7 млн рублей, а пособия по беременности и родам — 254 млн рублей. 

На оказание материальной помощи неработающим пенсионерам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалидам и детям-инвалидам предусмотрено направить 10,4 млн рублей. Предполагается выплата материальной помощи 80 тысячам пенсионерам. Размер ее в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально и, как правило, не превышает размера бюджета прожиточного минимума. Ожидаемый средний размер в 2025 году — 465 рублей.

— На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения предусмотрено направить 43,3 млн рублей. На финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления — 32,5 млн рублей. Плановое количество путевок в 2025-м составит около 27 тысяч штук. На финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов будет направлено 64,3 млн рублей, — добавила Светлана Бартош.

sichevich@sb.by

Фото из архива «СБ»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter