В чем отличия грядущего референдума от предыдущих и какие ключевые изменения ждут нашу Конституцию

Решение за народом

Преобразование Конституции назрело как ответ на негативные тенденции глобализации современного мира. В наше время, когда происходит девальвация национальных суверенитетов, традиционных ценностей и духовно-исторического наследия, крайне важно укрепить государственность и научиться гибкости, чтобы не пострадать от чуждых веяний и опасных вызовов.

Делегаты VI Всебелорусского народного собрания приняли Программу социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы.
Фото  БЕЛТА

Договор государства и общества

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент заметил, что «Конституция — это всегда договор государства и общества». И действующий Основной Закон уже выполнил свою историческую миссию.

— Законы страны не остаются данными раз и навсегда. Они должны соответствовать общественно-политическим и социально-экономическим реалиям страны, задавая вместе с тем нормативные рамки функционирования социума, — подчеркивает Сергей Третьяк, заведующий отделом новейшей истории Беларуси Института истории НАН, кандидат исторических наук. — Все это в еще большей степени относится к Основному Закону.

Конституционную реформу в Беларуси ждали: это показывают и опросы населения, этого требуют и нынешние обстоятельства, в которых находится страна. 

— Вносить поправки в Конституцию и утверждать их можно по-разному. Можно принимать соответствующие законодательные акты на сессиях высшего законодательного органа страны (национального парламента), как это было в Советском Союзе. К слову, подобный порядок внесения поправок в Основной Закон страны и принятия нового Основного Закона действует в большинстве государств мира. Наоборот, в США поправка к действующей федеральной Конституции принимается национальным парламентом как отдельный правовой акт, дополняющий Основной Закон, поскольку новую федеральную Конституцию по закону принимает специальный представительный орган — Конституционный Конвент, а созыв его обставлен зачастую непреодолимыми условиями, — рассказывает Сергей Третьяк. — Традицией Беларуси стало то, что изменения и дополнения Конституции принимаются на референдуме. Такой же вариант действует во Франции, России и некоторых других государствах. Однако важно понимать, что закон, прошедший через референдум, может быть изменен или отменен только через референдум. Это выдвигает особые требования к содержанию и характеру предлагаемых законодательных новелл. Так что четвертый конституционный референдум за 30 лет независимого существования Беларуси — это не так часто.

Конституция — ключ к развитию

— Особенностью первого и второго республиканских референдумов было то, что они проводились в обстановке острого политического кризиса, в который погрузилась страна. В 1995 году наряду с вопросами, вызывавшими наибольшие дискуссии в обществе (о статусе русского языка, государственной символике и экономической интеграции с Россией), рассматривали вопрос о возможности роспуска Верховного Совета Президентом, — обращает внимание Сергей Третьяк. 

Граждане поддержали предлагаемые изменения. В последующем для преодоления кризисной ситуации возникла необходимость изменений законодательства относительно перераспределения властных полномочий. Президент обратился к народу с инициативой проведения очередного референдума в 1996-м. 

— Именно тот референдум определил ключевой переход от находящейся в кризисе президентско-парламентской республики к республике президентской, — напомнил Сергей Третьяк. 

Тогда за президентский проект Конституции проголосовало 70,5 % граждан. 

— Принципиально то, что проект Конституции, предложенный Главой государства, не только расширял полномочия Президента, но и преду­сматривал важную реформу — вместо прежнего Верховного Совета создавался профессио­нальный Парламент — Нацио­нальное собрание, состоящее из двух палат. Нижняя — Палата представителей — выборная (на основе всенародного голосования), верхняя — Совет Республики — палата территориального представительства, и восемь человек, которых назначает Президент. Для унитарного государства, которым является Республика Беларусь, создание двухпалатного Парламента было новым явлением. Однако в этой идее была своя логика, которая оказалась не только верной, но и жизнеспособной, — считает ученый. — Государственно-политические преобразования, которые были проведены на основе ноябрьского референдума 1996 года, положили начало новому этапу в развитии национальной политической системы.

Формы демократии

Одним из главных предлагаемых дополнений в Конституцию, которые выносятся на грядущий референдум, будет новая глава о Всебелорусском народном собрании. По сути, ВНС как конституционный орган власти сможет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность.

— Историческая миссия укрепления белорусской государственности, которую выполняет правящая политическая элита, осуществляется в рамках национальной модели демократии, — говорит заведующий отделом новейшей истории Беларуси Института истории НАН. — Отличительная особенность новейшей политической истории Беларуси — широкое использование форм непосредственной демократии, в том числе форм прямого народовластия — национальных референдумов и Всебелорусских народных собраний. 

В состав ВНС входят Президент Республики Беларусь, представители всех ветвей государственной власти, депутаты региональных представительных органов, представители местного самоуправления и гражданского общества. Все участники определяют курс социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси на кратко-, средне- и долгосрочную историческую перспективу.

— Уникальность Всебелорусского народного собрания в том, что его работа дает возможность институтам власти соизмерить и соотнести свою политику по укреплению и развитию государственности с волей ее носителя, — уверен Сергей Третьяк.

ДОСЬЕ «НГ»

Всебелорусское народное собрание

Масштабный народный форум, объединяющий представителей всех регионов страны — людей разных социальных групп, профессий, возрастов — для обсуждения наиболее важных вопросов жизни общества и государства. По традиции ВНС проводится с периодичностью раз в пять лет. Сложившийся формат мероприятия — два дня активной работы делегатов со всей страны.

В суверенной истории Беларуси ВНС проходило шесть раз (в 1996, 2001, 2006, 2010, 2016, 2021 годах). 

VI Всебелорусское народное собрание состоялось 11—12 февраля прошлого года в Минске. Делегатами стали 2,4 тысячи человек, а общее количество участников превысило 2,7 тысячи. На обсуждение были вынесены основные положения Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы и направления общественно-политического развития страны, которые предусматривают стабильность в обществе, рост благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни человека. Во время ВНС было анонсировано проведение в 2022 году республиканского референдума по внесению изменений в Конституцию Республики Беларусь.
Татьяна Рунец, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам, член Конституционной комиссии: 

— Важно, что участвовать в разработке проекта новой Конституции путем направления своих предложений мог каждый. Было развернуто достаточное количество площадок для сбора предложений и замечаний, в Совете Республики действовала общественная приемная, куда граждане могли беспрепятственно обратиться и высказать свое мнение. Надо сказать, что такой возможностью воспользовались многие: в Конституционную комиссию и рабочую группу было подано порядка 7 тысяч предложений. Этот большой массив был проанализирован специалистами, и часть конструктивных идей, безусловно, нашла свое отражение в проекте измененной Конституции.

Егор Макаревич, председатель Молодежного парламента при Национальном собрании: 

— Уверен, что молодые люди придут на референдум и проголосуют. Если избирательные кампании — местные Советы, парламентские, президентские — проходят с завидной регулярностью, то референдум — это исторический этап, и мне кажется, что каждый человек осознает его роль. Ведь речь идет о существенных, очень важных и далекоидущих преобразованиях с точки зрения развития страны. 
kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter