Готов ли бизнес к саморегулированию

Решайте сами

Декрет “О развитии предпринимательства” можно смело назвать одним из самых ожидаемых документов этого года. Он значительно упрощает условия ведения бизнеса. Введение уведомительного принципа при открытии своего дела, мораторий на новые налоги, ликвидация излишних административных процедур, сокращение пожарных и санитарно-эпидемиологических требований направлены не только на раскрепощение деловой инициативы, но и на создание в стране новых рабочих мест. Декрет также включает зеленый свет развитию саморегулирования в Беларуси. Сами бизнесмены не раз сетовали на излишнее государственное вмешательство в экономическую деятельность. Идея заключается в том, чтобы предоставить бизнесу возможность самостоятельно разрабатывать внутриотраслевые стандарты и правила, а в перспективе и передать часть государственных функций по регулированию рынка. Но готовы ли сегодня предприниматели к новой для себя роли? 

Фото espanarusa.com

Важно избежать фальстарта

Никита Беляев, эксперт Либерального клуба

В  большинстве стран, имплементировавших саморегулирование, под ним понимают систему, направленную либо на замещение части государственных функций по регулированию и контролю различных сфер предпринимательской деятельности специальными саморегулирующими организациями — СРО, либо на повышение эффективности регулирования какой-либо конкретной отрасли в формате партнерства государства и бизнеса. 

Важный и резонный вопрос: что именно может дать эта система Беларуси? Ответить на него можно через призму оптимизации государственного аппарата. Еще в марте этого года на совещании по данному вопросу Президент заявил: “Главная цель в этом деле (оптимизации госаппарата. — Прим. ред.) — избавить государственные органы от дублирующих и несвойственных функций”.

И действительно, такое направление позволит качественно улучшить работу системы госуправления. Но речь идет не столько о ликвидации каких-либо полномочий государственных органов, сколько о передаче функций в конкурентную среду. Соответственно уже сейчас необходимо готовить почву — определить, кому, как и какие именно полномочия могут быть переданы. Создание возможности для бизнеса в перспективе регулировать свою деятельность самостоятельно не только позволит разгрузить государственные органы, но и повысит ответственность деловых людей. 

Прежде всего более быстрый и гибкий процесс принятия решений позволит эффективнее регулировать отрасль предпринимательской деятельности и восполнять существующие пробелы. Вовлечение бизнес-сообщества в процесс принятия решений значительно повышает его заинтересованность в этом процессе. Это позволит достичь большего баланса интересов в обществе. Кроме того, госаппарат избавляется от излишней нагрузки и экономятся бюджетные средства, поскольку финансирование СРО осуществляется за счет средств отрасли.

Но это долгий и поэтапный процесс, который должен быть основательно проработан, необходимо учесть все риски и национальные особенности. В ином случае вместо положительных результатов можно получить лишь головную боль и разочарование. Ведь непроработанность различных аспектов может, к примеру, привести к коммерциализации и формализму в работе СРО.

В Беларуси большую работу по изучению различных аспектов саморегулирования и возможностей внедрения этой системы в практику провели Министерство юстиции, Министерство экономики, Совет по развитию предпринимательства и бизнес-сообщество. Поэтому данная тематика не является абсолютно новой для нашей страны. Сейчас важно в формате общей диалоговой площадки обобщить разработанные предложения и решить, какие меры необходимо принять, чтобы саморегулирование было успешным. Ведь на сегодня пока еще не даны ответы на вопросы, касающиеся методов и механизмов имплементации этой системы в практическую плоскость. Во-первых, не проведен аудит функций государственных структур. Во-вторых, не определены исследовательским путем те отрасли, в которых возможно развивать саморегулирование. В-третьих, не создана организационно-правовая форма для этого. Решение данных задач позволит избежать фальстарта и получить максимальный эффект от внедрения в практику нового общественного института. 

Желания и возможности

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания

Тема развития саморегулируемых организаций становится все более актуальной. Но созрел ли для этого бизнес — вот вопрос. Исторически объединяться предпринимателей заставляли конкуренция, необходимость учитывать интересы потребителей. Объединяющей силой  в этом случае выступает осознание того, что колоссальный ущерб рынку могут нанести недобросовестные действия даже одного представителя той или иной профессии. Сегодня движущей силой является вовсе не желание государства избавиться от отдельных функций, а именно потребности самого бизнеса. 

В последние годы в стране произошло много важных событий. Это и либерализация бизнеса, проведенная с акцентом на повышении ответственности предпринимателей, и рост конкуренции (как вследствие развития рынков, так и за счет изменения покупательной способности населения), и сокращение аппарата государственных служащих. Очевидно, что “по мере взросления”  государство должно уходить от регулирования всего на свете и оставаться лишь в стратегических отраслях. Однако как это сделать, не подвергая излишнему риску экономику? 

К сожалению, за годы независимости предпринимательские  объединения, ассоциации, сообщества так и не смогли набрать силу для того, чтобы вести диалог с позиций того профессионального сообщества, которое они представляют.  Как правило, в профессиональные объединения входит лишь небольшое число энтузиастов. Остальные то ли не понимают выгоды от этого, то ли не видят для себя перспектив. Справедливости ради надо сказать, что и государство не особо поощряло такого рода объединения. Сначала таяли льготы по аренде, затем ужесточались требования к источникам существования, пресекалась коммерческая деятельность. Все это не способствовало развитию профессиональных  сообществ.  

Однако сегодня сложились условия, при которых государство и хотело бы отдать часть функций, однако вопрос состоит в том, способен ли кто-либо взять их на себя. Может быть, следует, как, допустим, в Германии или Казахстане, обязать бизнес состоять в каком-либо сообществе. Например, в Российской Федерации строительство контролируют саморегулируемые организации, однако вместе с этим существуют и бизнес по обеспечению членства в таких организациях, и конкуренция между ними за “клиентов”. А это уже свидетельство того, что система не в полной мере эффективна, ведь главным аспектом в саморегулировании является то, что члены организации должны дорожить членством, а не покупать его, выбирая меньшую цену. 

Анализируя опыт многих стран, можно сделать ряд выводов, без учета которых сложно будет создать эффективные схемы партнерства государства и бизнеса для достижения общих целей. Во-первых, запрос на формирование саморегулируемых организаций должен формироваться в значительной степени “снизу”. Во-вторых, саморегулируемые организации не заменяют, а дополняют правовое регулирование.  В-третьих, в большинстве стран не существует специального закона о саморегулируемых объединениях. Чаще их  деятельность регламентируется отраслевыми законами. В-четвертых, возможно и целесообразно формирование структур, которые не являются саморегулируемыми организациями, но успешно работают в форме добровольных профессиональных объединений.

Так что здесь необходимо не только желание государства отдать определенную сферу в руки профессионального сообщества, но и возможность последнего взять на себя ответственность за свою деятельность. И пока, как я вижу, желания у государства больше, чем возможностей у профессиональных сообществ. Хотя есть и исключения, но они лишь подтверждают правило.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter