Решая общие проблемы…

Владимир Зиновский: необходимо сдерживать бесконтрольное расширение перечня лицензируемых работ и услуг

Разговор между государством и бизнесом становится все более конструктивным 

Малый и средний   бизнес в Беларуси обладает большим потенциалом для развития. Руководство страны ставит перед собой задачу: доля малых и средних предприятий должна составлять 30 % от ВВП уже через два года. О развитии частной коммерческой инициативы в Беларуси рассказывает председатель Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, министр статистики и анализа Республики Беларусь Владимир Зиновский. 

— Владимир Иванович, в свое время глава государства отметил, что Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь должен стать эффективным связующим звеном между руководством страны и предпринимательством. Скажите, удалось ли совету стать своеобразным аккумулятором настроений и мнений различных бизнес-союзов и отраслевых групп? 

— Совет был создан решением Президента страны в целях обеспечения диалога государства и бизнеса, выявления и совместного решения проблем предпринимательской деятельности и стимулирования деловой активности. 

В связи с этим основным направлением деятельности совета является участие в формировании благоприятного предпринимательского климата. Эта задача решается посредством анализа и согласования проектов постановлений Совета Министров, подготовки предложений в Концепцию и Программу государственной поддержки предпринимательства, участия в работе Межведомственной комиссии по поддержке малого предпринимательства, работы в составе различных творческих групп по выработке или доработке законопроектов, касающихся ключевых вопросов экономической деятельности. 

За почти 10-летний период работы у совета сложилась система взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти, сформировались механизмы сотрудничества с предпринимательскими союзами и ассоциациями, приобретен значительный опыт в вопросах выработки и продвижения инициатив, направленных на интегрирование предпринимательства в экономическую структуру общества. 

В своей работе совет опирается на республиканские и региональные предпринимательские объединения, советы по развитию предпринимательства при облисполкомах, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства и тесно взаимодействует с Департаментом по предпринимательству Министерства экономики страны. И, конечно, для того чтобы владеть ситуацией в данном секторе экономики, проводятся постоянные встречи с представителями частного бизнеса. Такие непосредственные контакты, а также работа с обращениями субъектов хозяйствования дают возможность увидеть реальные достижения и ключевые проблемы развития отечественного предпринимательства, вырабатывать обоснованные предложения по совершенствованию условий его функционирования и развитию системы государственной поддержки.   

В целях консолидации усилий совета и предпринимательских объединений создано Консультативно-координационное совещание деловых сообществ (ККС), в состав которого вошли ведущие бизнес-ассоциации страны. 

На активизацию взаимодействия делового сообщества, усиление его экспертно-аналитического потенциала направлен также совместный проект совета и ПРООН «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора». В рамках его мероприятий предусматривается создание экспертных групп для анализа проблем развития предпринимательства и выработки конкретных инициатив по их разрешению, подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие важнейшие сферы экономических отношений. Аналитические записки, аккумулирующие позицию отечественного бизнес-сообщества по исследуемым проблемам, направляются в адрес парламента, Администрации Президента и правительства Республики Беларусь, становятся предметом обсуждения различных межведомственных комиссий и групп. 

Подобная практика налаживания конструктивного партнерства при разрешении наиболее актуальных проблем предпринимательской деятельности, предполагающая активную позицию бизнеса в области выработки и представления на широкое обсуждение конкретных правовых инициатив, является, на мой взгляд, весьма эффективной. 

— Недавно правительство выступило с инициативой улучшения делового климата в стране. В частности, были подготовлены предложения по совершенствованию условий предпринимательства, которые касаются крупного, среднего и малого бизнеса… 

— Известно, что предпринимательство как форма реализации творческой инициативной деятельности граждан является одним из факторов экономического роста. Поэтому белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики включает предпринимательство в качестве органичного элемента, обеспечивающего последовательную реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития страны. 

Однако очевидно, что пока потенциал малого бизнеса в нашей стране задействован далеко не в полной мере. Не совсем отвечает приоритетам современного этапа развития и сложившаяся отраслевая и территориальная структура предпринимательского сектора. 

Подавляющее большинство субъектов отечественного малого предпринимательства сегодня сосредоточено в столице и областных центрах и занято преимущественно в сфере обращения. Наличие бизнеса в сельских регионах, его участие в решении таких актуальных задач, как развитие сферы услуг, освоение новых видов производств, позволяющих обеспечить эффективную занятость населения, повысить уровень его доходов и создать потенциал для устойчивого социально-экономического роста, еще весьма незначительно. Несущественным пока остается вклад малого предпринимательства и в развитие экономики в целом, в повышение ее экспортной и инновационной составляющих. 

Активизация малого предпринимательства требует определенных мер по повышению устойчивости и конкурентоспособности его субъектов, особенно на начальной стадии функционирования. При этом речь идет не о каких-либо особых налоговых льготах или бюджетных субсидиях, а главным образом о создании полноценной конкурентной среды, в том числе равных условий доступа к материальным и финансовым ресурсам, возможности приватизации государственного имущества и получении государственных заказов, развитии субконтрактных отношений с крупными (в основном государственными) предприятиями. 

Поэтому инициатива правительства по улучшению делового климата с одобрением воспринята в деловом сообществе. 25 июня прошло заседание ККС, на котором были определены направления участия ведущих бизнес-ассоциаций страны в реализации утвержденного Советом Министров и Национальным банком Плана мероприятий по совершенствованию условий инвестиционной деятельности и деловой среды, а также обсуждены предложения по расширению его перечня. 

Так, было предложено включить в указанный план такие мероприятия, как совершенствование системы административной ответственности за правонарушения в экономической сфере, совершенствование действующей системы ценообразования и регулирования роста цен, развитие гарантийных механизмов поддержки малого предпринимательства и др. 

— В последнее время на первом плане находятся вопросы упрощения административных процедур, выполняемых государственными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Насколько острой является эта проблема и как, по вашему мнению, можно ее решить? 

— Одной из существенных предпосылок для развития предпринимательства как формы реализации инициативы граждан является либерализация условий хозяйственной деятельности, предполагающая минимальное вмешательство государства в вопросы бизнеса. Жесткая регламентация экономических отношений, обилие бюрократических процедур, прохождение которых не только отвлекает значительное количество времени, но и требует серьезных финансовых за­трат, лишают субъектов хозяйствования необходимой динамичности, оперативной реакции на изменение рыночной конъюнктуры. Все это в свою очередь негативно влияет на их инвестиционные и экспортные возможности. Кроме того, обилие бюрократических процедур при осуществлении хозяйственной деятельности сопровождается, как правило, наличием жестких мер ответственности. 

Поэтому активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие ее творческого потенциала в бизнесе требуют серьезного сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их деятельности. 

Однако, как показывает мировой опыт, создание условий для эффективной предпринимательской деятельности не исключает необходимости ее государственного регулирования. В условиях рыночной экономики, даже самой высокоразвитой, государственное регулирование хозяйственной деятельности призвано решать прежде всего такие задачи, как обеспечение равных условий хозяйствования и создание конкурентной среды; повышение ответственности субъектов бизнеса за результаты своей хозяйственной деятельности; защита потребителей от некачественных товаров и услуг. 

Стихийное развитие предпринимательства в условиях государственной политики невмешательства, имевшее место в большинстве стран с переходной экономикой после распада СССР, привело к формированию в обществе негативного имиджа отечественного бизнеса. Независимые социологические исследования середины 90-х годов свидетельствуют о том, что более 70 % из опрошенных определяли главную цель предпринимательской деятельности исключительно как «жульничество» и «жажда наживы». Поэтому цивилизованный путь развития предпринимательства включает создание право вых и экономических условий, не только благоприятных для осуществления частной инициативной деятельности, но и одновременно гарантирующих защиту прав потребителей, формирующих культуру хозяйствования и ответственность бизнеса перед обществом. 

Административно-правовое регулирование общественных отношений осуществляется рядом методов и предполагает совершение государственными органами определенных административных процедур в отношении субъектов хозяйствования в целях недопущения деятельности с нарушением установленных норм и требований. Очевидно, что прохождение указанных процедур требует со стороны представителей бизнеса определенных затрат времени и средств, что сказывается на эффективности их функционирования. 

Поэтому в данном вопросе весьма важно найти так называемую золотую середину, когда достижение целевых задач государственного регулирования предпринимательской деятельности обеспечивается не только за счет ужесточения требований к субъектам хозяйствования, но и путем оптимизации работы органов государственного управления. Это предполагает исключение избыточных регуляторных функций, необоснованных административных барьеров, повышение прозрачности и предсказуемости деятельности органов государственного управления, ответственности чиновников перед заявителями.  

— Владимир Иванович, но ведь данная проблема, наверное, характерна не только для нашей страны… 

— Безусловно. Следует отметить, что задача упрощения административных процедур сегодня актуальна практически для всех стран с развитой рыночной экономикой, не говоря уже об экономиках переходного типа. 

Разрешение этой проблемы, на мой взгляд, включает два аспекта. Первый лежит в плоскости права и определяется наличием и состоянием нормативной базы, регулирующей административные процессы. Второй аспект касается наличия эффективных механизмов диалога между государством и бизнесом, позволяющих своевременно выявлять и устранять излишние административные барьеры для развития предпринимательства, возникающие в ходе правоприменительной практики.  

В большинстве развитых стран  административные процессы регулируются специальным законодательством. Так, специальный закон об административных процедурах действует в США с 1946 года, в Норвегии — с 1967-го, в Швейцарии — с 1968-го, в Германии — с 1976-го, в Японии — с 1993 года. В 1999 году указанный закон был принят в Эстонии, в 2000-м — в Казахстане, в 2004 году — в Кыргызстане. При всем многообразии редакций международных законов все они включают следующие ключевые моменты: внедрение в деятельность государственных органов принципа «одного окна» при совершении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования; ограничение свободы действий субъекта исключительно настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой цели в интересах общества; исключение права государственных органов требовать от заявителей представления дополнительных документов, возложение обязанностей по доказательству на сами государственные органы — исполнители административных процедур; доступность всех регуляторных документов для заявителей; наличие четкого обоснования для любых решений, принимаемых государственными органами в отношении субъектов хозяйствования. 

Полагаю, что принятие подобного нормативного правового акта является актуальным и для нашей страны. Это создало бы правовые основы для совершения государственными органами административных процедур, обеспечило повышение качества их работы и стабилизацию условий хозяйственной деятельности. 

Что касается вопросов правоприменительной практики, то, к сожалению, нередко в период активной работы по упрощению действующих административных процедур одновременно появляются новые. В результате непредсказуемость ситуации в различных сферах экономической деятельности не только не уменьшается, но даже возрастает. 

Считаю, что необходимо более активно использовать различные формы диалога государства и бизнеса, в том числе возможности действующей рабочей группы по упрощению административных процедур. Опыт ее функционирования свидетельствует, что достижение оптимальных решений — это всегда результат взаимных компромиссов и разумных уступок сторон. При этом непременным условием успешности такого взаимодействия является четкое определение целей тех или иных мер государственного регулирования, основных правовых условий их реализации, а также конкретных механизмов их оперативной корректировки. 

— Какие направления сегодня наиболее активно развиваются представителями малого бизнеса? Насколько проявляют инвестиционную активность малые предприятия? 

— По состоянию на 1 января 2008 года в республике насчитывалось 51 240 малых предприятий, сфера деятельности которых охватывает практически все отрасли экономики. Однако больше всего их сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, в промышленности, строительстве и на транспорте. Так, 40,5 % работает в сфере торговли и общественного питания; 21,2 % — в промышленности; 10,4 % — в строительстве; 8 % — в транспортной сфере. Остальные отрасли имеют невысокий процент в общем количестве малых предприятий. Например, в информационно-вычислительном обслуживании занято лишь 291 предприятие, в жилищно-коммунальном хозяйстве — 134, что составляет соответственно 0,6 % и 0,3 % от их общего числа. 

Статистические данные свидетельствуют о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в промышленности. Так, если в 2005 году малых промышленных предприятий насчитывалось 7793, то в 2007-м — 10 849 предприятий, т.е. рост составил почти 40 %. Постепенно увеличивается число малых предприятий в таких сферах, как строительство (в 2007 году по сравнению с 2005 годом рост составил 1,3 раза), транспорт (2,24 раза), связь (1,27 раза). 

В настоящее время из общего числа действующих малых предприятий 26 % успешно функционируют более 10 лет, что свидетельствует о жизнеспособности значительного числа МП. Лидером в «долгожителях» выступают предприятия науки и научного обслуживания (59,2 %). За ними следуют предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью (40,6 %), строительства (36,2 %), промышленности (31 %). 

Что касается инвестиционной активности, то в 2007 году малыми предприятиями было использовано 2,7 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 10,6 % от общего объема инвестиций в основной капитал (в 2005 году этот показатель составлял 6,9 %). 

— Как, на ваш взгляд, на развитии предпринимательства и частного бизнеса отразится план приватизации объектов республиканской собственности на 2008—2010 годы, утвержденный постановлением Совета Министров от 14 июля 2008 г. № 1021? 

— Утверждение Плана приватизации объектов республиканской собственности на 2008—2010 годы весьма свое­временная и прогрессивная мера, позволяющая активизировать отечественных инвесторов, стимулировать реализацию новых прогрессивных проектов с привлечением иностранного капитала. Поэтому очевидно, что реализация плана самым положительным образом отразится на развитии частного сектора. Полагаю, что в самое ближайшее время мы сможем наблюдать положительную динамику как количества его субъектов, так и удельного веса данного сектора в основных экономических показателях. 

— Владимир Иванович, какие проблемы развития предпринимательства сохраняют свою актуальность и какие меры необходимо принять в ближайшее время для их нивелирования? 

— В последнее время государством принят целый ряд инициатив в области поддержки и развития малого предпринимательства, касающихся вопросов регистрации, налогообложения, имущественного обеспечения и т.д. Это, несомненно, придаст новый импульс процессам активизации частной инициативной деятельности. 

Вместе с тем по-прежнему большое количество вопросов вызывает у предпринимателей действующая система лицензирования. К сожалению, в законодательстве отсутствует четкое определение критериев отнесения того или иного вида деятельности к разряду лицензируемых либо регулируемых иными методами контроля и надзора
(посредством сертификации, аккредитации, стандартизации и т. д.). В результате имеет место перманентное расширение перечня видов работ и услуг, выполнение которых требует получения специального разрешения. Кроме того, лицензирующие органы имеют практически не­ограниченные полномочия по самостоятельному установлению требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий, в части наличия производственной базы, кадрового обеспечения и др. Ими же определяются порядок и случаи проверки и экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензионным требованиям. 

Все это не только нарушает стабильные условия работы действующих субъектов, но и ведет к оттоку значительной части предпринимателей из сферы легальной деятельности. 

В связи с этим дальнейшее совершенствование законодательства в сфере лицензирования должно предусматривать меры по сдерживанию бесконтрольного расширения перечня лицензируемых работ и услуг, упрощенному порядку лицензирования для отдельных видов деятельности при условии заключения соискателем лицензии договора страхования гражданской ответственности или наличия у него международного сертификата, приостановлению действия и аннулированию лицензии только по решению суда. 

Необходимо также постепенное развитие системы саморегулируемых организаций, не только выполняющих функции лицензирующих органов, но и гарантирующих безопасность государства, продукции (работ, услуг) и процессов производства за счет собственных средств.  

По-прежнему актуальными для субъектов предпринимательского сектора остаются также вопросы финансирования бизнеса. Результаты опросов предпринимателей и анализа данных о формах и объемах финансирования, направленных на поддержку малого бизнеса из средств республиканского и местных бюджетов в течение последних трех лет, свидетельствуют, что действующая система государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства имеет ряд существенных недостатков. В их числе: незначительные объемы ресурсов, направляемых государством на развитие предпринимательской деятельности; низкий уровень охвата субъектов малого предпринимательства теми или иными формами поддержки; невысокий размер максимально возможной суммы поддержки, не соотносящийся с требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам, отсутствие единообразия в механизмах оказания поддержки по областям и др. 

Все это существенно снижает интерес субъектов малого бизнеса, даже остро нуждающихся в финансовых ресурсах, к получению государственной поддержки. В течение последних двух лет даже весьма скромные объемы средств, предусмотренные областными бюджетами на финансово-кредитную поддержку малого предпринимательства, были освоены не полностью (на уровне 40—60 %). 

Поэтому советом был проведен анализ эффективности действующей системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, выявлены ее ключевые недостатки и выработаны конкретные предложения по ее совершенствованию. Подготовленная по результатам работы аналитическая записка была направлена в Совет Министров, после чего были оперативно даны конкретные поручения соответствующим органам государственного управления. 

В заключение хотел бы подчеркнуть, что сегодня в Беларуси имеет место конструктивный диалог государства и бизнеса, в рамках которого могут обсуждаться и получать свое разрешение любые проблемы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter