Ольга Макей – о самых ярких моментах из жизни президентского пула

Репортер — это состояние души

В начале июля на канале «Беларусь 1» вышел телефильм «Президентский пул» о журналистах, которые работают с Александром ­Лукашенко. Автор репортажа — политический обозреватель Ольга Макей — много лет хотела сделать такое кино, собрав воедино видео о самых ярких моментах из жизни репортеров. И вот наконец идея оформилась в необычный материал, который вызвал интерес зрителей. 
Мы поговорили с Ольгой Макей о том, как ей далась работа над фильмом. 

— Ольга, не только нам, коллегам‑журналистам, интересно посмотреть такое кино, но и людям, далеким от понимания репортерских будней. Почему решили так подробно о них рассказать? 

— Когда была юным репортером‑новостником, мне казалось, что нет дела интереснее и ответственнее, чем работа в президентском пуле. Всегда с интересом наблюдала за репортажами своих более опытных коллег. К счастью, последние 11 лет сама работаю в пуле, сопровождаю Главу государства в поездках по стране и миру. 

И знаете, за все эти годы ни разу не разуверилась в том, что это действительно самая неординарная профессия, в которой как специалист ты владеешь всеми темами и нюансами политической жизни страны, первым добываешь эксклюзивы с официальных мероприятий. 

Пару лет назад у меня действительно возникла такая идея — снять фильм о нас, журналистах, о нашей насыщенной жизни, полной поездок, исторических моментов и приключений. Мне казалось, что зрителям это будет интересно и они захотят узнать, например, что происходит за кадром важных мероприятий, какой Президент в неформальном общении с прессой, о нашем графике работы и курьезных моментах, которые не попадают в телевизионный эфир. Проблема в том, что времени на работу над этим проектом мне постоянно не хватало. У Главы государства график очень насыщенный, а значит, он насыщенный и у нас. Но в октябре прошлого года сказала себе: «Хватит откладывать! Пора начинать!» И первой съемочной точкой стала поездка на саммит ­ОДКБ в Бишкек. Хотела успеть сделать фильм к 7 мая — Дню работников радио и телевидения. Но началась всем известная история с коронавирусом, зарубежных поездок стало меньше, пришлось по ходу корректировать планы. 

— Один из мощных эпизодов фильма, когда вы рассказываете о том, что не все журналисты выдерживают напряженный ритм работы в пуле: как правило, после мероприятия перед тобой лежит гора флешек с видео, и за несколько часов надо суметь смонтировать из этого огромного количества материала емкий и понятный зрителям сюжет. Насколько я понимаю, у вас страх перед горой флешек отсутствует напрочь. Более того, и фильм вам удалось структурировать довольно четко. Что помогало в работе, знание пуловских будней изнутри?

— Конечно. Я помню все яркие моменты, которые происходили за кадром с журналистами за все эти годы. Но долго не могла выстроить их в одну логическую последовательность. Мой муж Сергей Гусаченко (зампредседателя Белтелерадиокомпании. — Прим. ред.) свидетель, как я ходила в раздумьях, наверное, месяц, не знала, как к монтажу подступиться. Изначально ведь мы снимали фильм без всякого сценария в репортажном ключе, все, что вы видите на экране, — это реальные события. Но в какой‑то момент, что называется, нашло вдохновение, я села и написала за три часа структуру, представила будущий фильм целиком и даже задолго до монтажа угадала хронометраж примерно в час (смеется. — Прим. ред.). Спасибо личному оператору Президента Евгению Ваньшину, он мне помог найти кадры хроники, которых у нас в архиве не было. Например, когда не журналисты задают вопросы, а, наоборот, Глава государства спрашивает о чем‑то у нас. В информационные программы, как правило, такое не попадает.

— Ольга, вы чуть больше года назад стали заместителем директора АТН, ответственная должность и новые служебные обязанности. Тем не менее репортерскую работу не оставляете, иногда выезжаете, что называется, в поля. 

— Да, я пока не готова отказаться от поездок, написания текстов, монтажа репортажей. Ведь для любого телевизионщика это жизнь. Искать интересные ходы, стараться успеть в эфир — это настоящий адреналин. Работа у заместителя директора АТН интересная и важная, но профессия репортер — это состояние души. Я даже в отпуске через три дня начинаю уже тосковать без новостей и постоянного движения. 

Примерно такая же зависимость от профессии, наверное, у гонщиков, которые не представляют своей жизни без трассы и скорости. 

— Когда в вашем фильме репортер ­БЕЛТА Владимир Матвеев говорит, что был в Казахстане полтора десятка раз, я думаю о том, нет ли в этом рутины. 

— О нет. Сама всегда тяну руку первой, если предлагают поездку в Нур‑Султан, бывшую Астану. В Казахстане я лично была 11 раз, и мне каждый раз интересно. Мы, кстати, с Володей любим соревноваться — подсчитывать, кто в каких странах побывал и сколько раз. 

— Сколько в вашем активе?

— В телефоне есть специальное приложение, которое фиксирует все мои перелеты. Я посетила 36 стран мира, из них 20 — это Европа, 12 — Азия, остальные в других частях света. И это реально круто: как турист я вряд ли сумела бы за всю свою жизнь облететь столько стран. Но не стоит думать, что работа в пуле про туризм. Нет ни минуты свободного времени, на посещение достопримечательностей. Командировки — это десятки интервью, съемки на предприятиях, не говоря уже об основных официальных мероприятиях с участием Главы государства. 

— После выхода фильма в эфир вы сразу почувствовали обратную связь со зрителями? 

— В этот день у меня просто разрывался телефон, писали коллеги, друзья, знакомые. Даже Президент на недавней встрече с журналистами говорил о том, что посмотрел фильм с интересом. 

— У вас есть вопрос в финале, который вы задаете всем репортерам пула. Суть его в том, что бы они сказали Александру ­Лукашенко, если бы знали, что он увидит фильм. А что бы вы хотели сказать Президенту на данном этапе избирательной кампании? 

— В фильме мне понравился как раз ответ обозревателя «СБ. Беларусь сегодня» Дмитрия Крята. Он сказал всего два слова: «Так держать!» И это очень совпадает с моей точкой зрения. 

Кому‑то набило оскомину, что иностранные туристы отмечают, как у нас чисто и спокойно, безопасно и хорошо. И, наверное, со временем мы сами разучились это ценить, нам кажется, что порядок — это само собой разумеющееся, что за этим не надо следить постоянно и жестко. Но ведь это далеко не так. 

При этом порядок — это не только о чистоте улиц. Это и безопасность, и социальные стандарты, и развитие медицины, образования, и даже соблюдение аграрных технологий, если хотите, а это уже безопасность продовольственная. В отдельных странах, где я побывала, поверьте, такого порядка, как у нас, нет. 


— Какие у вас прогнозы на предстоящие выборы? 

— Избирательная кампания — 2020 запомнится политическими технологиями, в том числе и принесенными нам зарубежными ветрами, сценарий которых был опробован в соседних странах. О конкретных примерах и работе по методичке в своих эфирах мы рассказывали не раз. Эти технологии работают на определенную группу людей, в основном молодежь, которые «хайпуются и постятся», как сказал Президент, в телеграм‑каналах и социальных сетях. Но я уверена, что все будет хорошо. 10 августа мы проснемся в спокойной Беларуси, в той, в которой жили все эти годы. И будем продолжать развивать нашу суверенную и независимую страну. 

ИНТЕРЕСНЫЙ ­ФАКТ 

Ольга Макей и министр иностранных дел Владимир Макей — однофамильцы. Но! Дедушка Ольги и родители министра из одной деревни Некрашевичи Кореличского района, где фамилия Макей была одной из самых распространенных.

popova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter