Как белорусы встретили новые рубли

Репортаж под звон монет

Накануне деноминации все только говорили о новых деньгах, а утром 1 июля первый попавшийся банкомат на станции метро «Академия наук» осчастливил нас новыми хрустящими купюрами. «Красивые... прямо жалко тратить», — в глубине души каждому хочется, чтобы новые деньги стали счастливыми — и водились в достатке, и не тратились впустую. Значит, нужно грамотно их «инвестировать». Вопрос — во что? Этим и занялись вчера корреспонденты «СБ».


В маленьких ладошках — большое будущее!

Банкомат, увы, отсчитывал только «бумажки». 5 и 10 новых рублей — самые мелкие купюры, но хотелось порадовать себя и мелочью. Что ж, идем за покупкой, наверняка в кассах магазинов есть разменные монеты.

— Один йогурт... — и видим, как кассир продуктового магазина «Бульбачка», что на улице Сурганова, расплывается в улыбке навстречу нашим 10 рублям. И ловко отсчитывает сдачу... одними старыми купюрами!

Только не это! Возвращаем йогурт обратно.

— Значит, ничего не будете покупать? — не смогла скрыть разочарования молоденькая кассир Аня. — А я так надеялась, что первая из нашего коллектива положу в кассу новые деньги! Мы даже загадали: у кого первая купюра будет крупнее — тому в этом году повезет больше. Может, все–таки купите что–нибудь?

Пожелав Ане удачи, мы отправились в другой магазин, потом в еще один. Но новые деньги — и то только одну купюру в 5 рублей — держала в руках пока лишь продавец киоска в подземном переходе Ольга. Призналась, что сразу «заныкала» ее себе, положив в кассу из своего кошелька 50 тысяч рублей старых:

— Думаете, вы первые новыми деньгами интересуетесь? Сегодня все на сдачу хотят новые! Один ребенок недавно прибежал и спросил на сдачу монетки. А где их взять? Магазин — не банк.


От чистого сердца – на хорошее дело!

Одним словом, ничего не оставалось, как уговорить обменять 15 рублей на горсть блестящих и звенящих монет кассира обменного пункта одного из коммерческих банков:

— Поздравляю! Вы первые, кому я выдала монеты! Только можно вы их при мне еще раз пересчитаете, а я через окошко посмотрю. Знаете, сама что–то волнуюсь.

Но настоящее волнение наши монеты устроили обитателям Комаровского рынка. Первую мы решили подарить на удачу мальчугану, который с мамой и папой томился в очереди за мороженым возле уличного лотка. При виде сияющих на солнце 2 рублей у 5–летнего Тимура округлились глаза:

— Просто так даете? А что за них можно купить? — поинтересовался малыш и очень удивился, что при грамотном выборе за такую монетку можно накормить мороженым даже всю семью. Но мама Инна все–таки предложила сыну вложить обрушившееся «богатство» в свою мечту.

— Хорошо! Тогда я буду собирать такие же на мяч! Знаете, ведь я хочу быть великим футболистом. И программистом, конечно, тоже. А сколько таких вот надо, чтобы хватило на компьютер?

Светящийся от удовольствия Тимур крепко зажал монетку в кулачке. Что–то подсказывало, что наше инвестирование новых денег движется правильным путем. Не успели мы попрощаться с Тимуром, как тут же оказались в окружении целой группы дошколят. Оказалось, это воспитанники детского сада № 283 в сопровождении двух воспитателей возвращаются с экскурсии по Минску. Сегодня они тоже вернутся домой с монетками в кармане.

7–летний Саша Будный — будущий пожарный — надеется за один подаренный нами рубль купить прыгучий шарик. 5–летний Лева Бекасов — будущий строитель — «вложит деньги в мороженое и угостит друзей, потому что всем сейчас о–о–чень жарко»! 5–летний Артем Стаюхин — будущий ученый и изобретатель — потратится на «специальных человечков для конструктора», чтобы потом играть с маленьким братиком:

— Только братика мама с папой мне пока не купили. Но я их очень прошу! Думаю, они скоро согласятся. Знаете, как с бабушкой скучно. Родители все время ведь на работе. Тетенька, а вы не знаете, много надо денег на братика? 


Зинаида Федосовна новых денег боится и «за так» не берет...

4–летняя Наташенька Фадеева станет певицей. А на пару рубликов от «Советской Белоруссии», сказала, купит маме цветы:

— У моей любимой–прелюбимой мамочки сегодня день рождения! Она у меня самая лучшая!

Решение одарить маму цветами поддержал и 5–летний Тихон Тишкевич, который твердо намерен стать министром внутренних дел и поймать всех преступников:

— Когда вырасту, я с каждой зарплаты буду покупать маме цветы! Ну как хорошие папы делают.

Следующая наша монетка — а точнее, сразу две по 50 копеек — опустилась в карман 48–летнего бобруйчанина. Он сам подошел к нам, когда мы с коллегой развлекали себя фотосессией — «кормили монетами» железного коня у знаменитого Комаровского фонтана.

— Ребята. Только не подумайте плохого. Дайте на жизнь! — и неказистого вида в потрепанной одежде мужичок, представившийся Леонидом, робко протянул руку, на которой не хватало сразу нескольких пальцев. Вторая — такая же. Говорит, что стал инвалидом еще в Афганистане. А сам, дескать, по профессии столяр. Но с такими культями, мол, кому нужен? В общем, ни работы сегодня у Леонида, ни семьи, ни перспектив.

— Одну вашу монету повешу на шею. Будет мне талисманом. А с другого вашего «полтиша» начну новую жизнь. Не знаю только пока как. Мне бы сыновей повидать. Жена давно умерла, а их в интернат из–за меня отдали. Большие уже, наверное. Простят ли меня хлопцы когда–нибудь, как по–вашему? Может, еще монетку дадите?

Третью мы предложили Леониду все–таки заработать, если не руками — так головой.

А вот расплатиться монетами на рынке оказалось еще как сложно! Ни один из продавцов такого «дива дивного» в этот день еще не видывал. С большим трудом уговорили мы Елизавету Михайловну продать нам пучок укропа за рубль. Она, как и другие, просила за него 5 тысяч старых денег:

— И что теперь? Вы мне малюсенький рублик — я вам целых пять тысяч сдачи? Во дела. Как же это торговать дальше? Я ж с ума сойду!

Но потом достала шпаргалку и все–таки «озолотила» сдачей. Разумеется, старыми.

84–летняя Зинаида Федосовна, прижавшись к афише, торговала черникой. За самый маленький стаканчик просила 18 тысяч рублей. Но стоило мне протянуть бабуле две 1–рублевые монетки, как она замахала руками:

— Не–не, дзетка! Ты мне гэта нават не паказвай! Обмануць меня хочаш? Учора мне ужо 100 тысяч фальшывых сунулi за 6 пучкоў пятрушкi. Дык я гэтаму жулiку яшчэ 70 тысяч нармальных на сдачу дала, — и в доказательство достала из затертого кошелька сувенирных 100 тысяч рублей.

Тогда мы предложили в качестве компенсации взять 2 рубля в подарок — ведь должна же за черной полосой следовать и белая!

— Не, дзеткi... Дзякуй, канешне, але ж грошы трэба чэсна зарабляць. Я за ўсё жыццё за так капейку не ўзяла. I вам не саветую. А нармальныя грошы ёсць на чарнiчку?

В общем, стакан ягод удалось купить только с четвертого захода. Нина Матвеевна рассудила так:

— Хорошие у вас лица. Значит, не обманываете. А я эти монеты внуку подарю. Он у меня не работает. Может, теперь удача улыбнется?

Еще пару рублей мы пожертвовали 54–летней Татьяне, которая собирала деньги на свое лечение в переходе. Прижала монетку к сердцу, почему–то расплакалась и пожелала удачи. А последние 3 рубля ушли на лотерейный билет! Если выиграем — поделимся деньгами снова. Конечно, с душой и по делу. Но права и Зинаида Федосовна: каждую копеечку «трэба чэсна зарабляць»! Чего вам, дорогие земляки, и желаем...

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 125 (25007). Суббота, 2 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter