Репетитор вместо школы

Почему без репетиторов сегодня почти невозможно успешно закончить школу?

Почему без дополнительных занятий с наемными педагогами сегодня почти невозможно успешно закончить школу?

Относительно недавно многие только понаслышке знали о репетиторах. Еще лет десять назад к ним обращались изредка, да и то в выпускных классах, чтобы «натаскали» для поступления в вуз. Но с каждым годом «дополнительные педагоги» все больше входят в моду. Сначала они крепко «оседлали» старшеклассников, сопровождая их текущий учебный процесс. А сейчас персональные учителя добрались и до школьников младше. А где же школа?! Или программы стали настолько сложными, что дети не могут освоить их без посторонней помощи?

Увы, но из храма знаний школа постепенно трансформируется в своеобразный клуб для интересного времяпрепровождения. По крайней мере, таковой она выглядит в глазах подростков. Там друзья, с которыми можно поболтать, обменяться новыми мелодиями для мобильника, впечатлениями от хита любимой группы, просто «потусить»… Знания же загнаны в самый дальний угол и только боязливо выглядывают из-под парт. В реальности они необходимы только единицам, остальные к ним притрагиваются из коллективного принципа: все ходят на уроки и я за компанию.

Ученица старших классов Ольга говорит: «Была бы моя воля, я бы в школу не ходила. Надоело уже. Но надо получить аттестат». А ученики средних классов говорят, что ходят в классы пообщаться с друзьями, а что касается знаний: «Сейчас можно отдыхать: в 11-м классе мне наймут репетитора, и я выучу с ним то, что надо будет сдавать. Средний балл мне подтянут учителя…» Увы, современная молодежь очень быстро разбирается в хитросплетениях отчетности. И, несмотря на свой юный возраст, великолепно осознает: над школой есть Министерство образования, которое оценивает работу педагогов, в том числе и по средним баллам успеваемости. И никуда учителя не денутся: найдут способ улучшить результат. Или сами получат «двойку» за профессионализм.

А сколько разговоров было о сложности школьной программы! И самым модным и универсальным объяснением плохих оценок у ребят стало: «Слишком сложно, учебники запутанные, учитель плохо объясняет…» И старшее поколение сочувственно качает головами: как тяжело бедненьким. Вот и по телевизору об этом говорят… В советских детских фильмах не понимать предмет было стыдно, над двоечниками смеялись. Сейчас все уверены: учитель должен разжевать, да еще и заставить бедного ученика проглотить свой предмет.

Но если посмотреть правде в глаза, педагоги тоже уже не те. Фанатов типа историка Нестора Петровича из «Большой перемены» нынче днем с огнем не сыщешь. Вымирающий тип педагога. Нынешние учителя на равнодушие учеников к их предметам отвечают той же монетой: отчитали положенных 45 минут предусмотренный методичкой текст – выполнили свой долг. Остальное не их забота. Многие сетуют на зарплату. Но в советские времена в школах оклады тоже не были баснословными. А вот духовная высота профессии была. Педагоги чувствовали свою ответственность независимо от материального благосостояния. Врачами, военными и учителями становились не ради заработка, а по велению души. Нынче чувство персональной ответственности, мне кажется, пропало и у учителей, и у учеников. Тогда на сцену и выходит его величество репетитор.

Его повсеместное распространение невыгодно только родителям, которые, стремясь вывести свое чадо в люди, готовы платить за обучение в частном порядке. Детям, естественно, выгоднее обладать «личным объяснителем»: думать надо меньше, чем в классе. А для педагогов такие уроки – хороший заработок. В среднем 1—1,5 часа занятий стоит около 10 $. Если дело поставить на поток, то за месяц можно дополнительно заработать $ 300—400. Так не в этом ли кроется пассивность в классных аудиториях?! Если все дети будут хорошо усваивать предмет во время «штатных» уроков, то отпадет необходимость в дополнительных образовательных услугах.

Анна ШИБУТ, ученица 11-го класса

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter