Репетитор в законе

Как официально подготовиться к поступлению в вуз

 

Как официально подготовиться к поступлению в вуз


Новый учебный год не за горами. Родители будущих выпускников наверняка уже ищут хорошего репетитора. Так у нас повелось: считается, что «знающий педагог» дает едва ли не стопроцентную гарантию успешного поступления в тот или иной вуз. Ничего поделать с этой традицией до недавнего времени специалисты не могли.


На днях министр образования Александр Радьков заявил, что разработана нормативная база, позволяющая репетиторам оказывать свои услуги в школах на законной основе. Сделано это для того, чтобы ребята не бегали за знаниями по квартирам, а занимались в комфортных условиях в просторных классах.


— Нормально, если школьник хочет повысить уровень своей подготовки за счет дополнительных занятий. Только делать это нужно легально, — рассуждает начальник управления социально–экономического развития Министерства образования Лидия Суботская. — Поэтому пункт «репетиторство» (не путать с факультативами) и был внесен в перечень платных образовательных услуг, которые может оказывать школа. Жестких расценок нет: плата формируется в зависимости от себестоимости, высчитать некую усредненную цену одного учебного часа не представляется возможным. При проведении занятий учитываются расходы на освещение, отопление. Принимают во внимание опыт педагога, его стаж. Понятно, что уроки в большой группе будут стоить дешевле, чем индивидуальные занятия. Какова схема? Оплата поступает на счет учреждения образования, а не в карман учителю–репетитору. Его работу оплачивают по бюджетным расценкам.


Задумка специалистов понятна: хотят сделать так, чтобы институт репетиторства обрел цивилизованную форму. Однако пользуется ли услуга популярностью? Обзвонив вчера многие школы, я убедился, что к самому термину «репетиторство» в учреждениях образования по–прежнему относятся очень настороженно.


— У нас такого нет — только платные кружки, — отвечали мне практически везде.


Примерно так же реагировали и в районных управлениях образования. Ситуация довольно странная, ведь ничего крамольного в узаконенной услуге нет. Неужели специалисты на местах об этом не знают?


— В этом году решили провести эксперимент: набрали платную группу для подготовки к централизованному тестированию по русскому языку, — рассказывает о первом опыте школьного репетиторства директор минской СШ № 196 Валентина Маркевич. — Ребята занимались три раза в неделю по два часа под руководством опытного педагога. Платили за это примерно 25.000 рублей в месяц. По сравнению с «рыночными расценками» недорого. Но это, наверное, и сыграло свою роль — группы потихоньку редели. Родители и школьники по–прежнему считают, что если дешево, значит, чего–то недополучат, знания не будут качественными. Выгодна ли такая форма занятий для педагога? Судите сами: за месяц наш учитель получил около 200.000 рублей.


А ведь профессиональный репетитор в разгар вступительной кампании, когда до ЦТ остается самая малость, берет за услуги по 4 — 5 долларов за один академический час. Несложно подсчитать, что выходить из тени ему не очень выгодно.


— Дело не только в деньгах, дома мне проще установить с ребенком психологический контакт, — призналась мне репетитор по английскому языку Инна Николаевна, телефон которой нашел на форуме в Интернете. — Хотя для тех, у кого ограничены средства, школьный вариант вполне приемлем.


И все–таки думается, что при определенных усилиях руководства школ затея с легализацией репетиторства может принести успех. Нужно не стесняться называть вещи своими именами, а активно информировать школьников и их родителей о возможности получить такие услуги, предлагать различные варианты — занятия в небольших группах, индивидуально и т.д. Со стереотипами нужно бороться, а не делать вид, что их нет.

 

Декрет Президента Республики Беларусь № 15  "Об отдельных вопросах общего среднего образования"

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter