Журналисты побывали в роли таможенников

Рентген от контрабанды

В пункте пропуска «Брузги» на белорусско–польской границе за последние годы многое изменилось. Сегодня он один из самых современных и востребованных. Здесь журналистам удалось на несколько часов влиться в ряды таможенной службы и на себе испытать всю сложность этой работы.

Главный инспектор Вадим Касперчик показывает тайник в колесе.

Начальник пункта Сергей Алещенко проводит короткий экскурс в историю. Старые черно–белые фото, наполовину заасфальтированная дорога, небольшая пропускная способность. Средство связи — телефон–автомат на дереве. Нынче все по–другому.

— После реконструкции, которую закончили в 2008 году, по некоторым видам транспорта работаем с превышением пропускной способности, — отмечает Алещенко. — Например, по грузовым автомобилям: пропускаем более тысячи вместо заложенных проектом 700. По легковым автомобилям пока работаем в пределах нормы. В среднем у нас проходит до 3 тысяч авто в сутки и около 100 автобусов.

Каждое из этих транспортных средств надо оформить. К слову, если автомобиль пересекает границу нечасто и водитель выбирает зеленый канал, проверка машины занимает считанные минуты. Но так бывает далеко не всегда. На этот раз внимание таможенников привлекает серебристый «Фольксваген». Водителя просят проехать в специальный бокс для углубленного досмотра. И, как выясняется, не зря.

Мастер-класс для журналистов от работников таможни.

Одна из упаковок со стиральным порошком среагировала на металлодетектор, а контрольное взвешивание показало разницу в весе. Вскрыв упаковку, инспектор извлекает три мобильных телефона — товары, которые необходимо декларировать. Кроме этого, прибор «Ватсон» помог определить, что в автомобильных шинах тоже может быть тайник. Эту версию легко проверить при помощи аппарата LineScan 231, похожего на те, что мы привыкли видеть в аэропортах. На экране компьютера — все внутренности колеса. В данном случае заметны темные пятна, которых там быть не должно. Колесо вскрывается, и из черных недр шины на свет появляются десятки джинсовых изделий. Мастер–класс удался.

Следующая задача гораздо сложнее. Место серебристого «Фольксвагена» занимает видавший виды красный микроавтобус. Это автомобиль для обучения досмотру. Таможенники отходят в сторонку, предлагая новым «коллегам» самим попробовать найти тайники. С чего же начать?

— Скорее всего, в запаске что–то спрятано. Давайте пропустим через LineScan 231, — предлагают одни.

— Да вряд ли в колесе, надо салон обследовать, — сомневаются другие. — Да и «Ватсон» на этот раз ничего не показывает.

И все–таки запаску решили пропустить через рентген. Чисто. Журналисты–таможенники старательно поднимают сиденья, заглядывают в бардачок, открывают капот. Все вещи в багажнике также подвергаются тщательному анализу. В ход идет зеркало для исследования днища авто. Ничего.

Инспектор Валерий Петрушевич демонстрирует работу прибора «Ватсон».

— Мы рассказывали о пассажирке другого микроавтобуса, которую задержали накануне ночью, — напоминает заместитель начальника по организации таможенного оформления и контроля Гродненской региональной таможни Иван Телешинский. — Она везла более килограмма золотых и серебряных изделий. Так вот, их нашли в дамской сумочке. Самые ценные вещи далеко не прячут.

Это подсказка. Но что искать? Один из журналистов садится на водительское сиденье и просовывает руку под приборную панель. Наконец–то удача: в руках коллеги пачка стодолларовых купюр, перетянутых резинкой.

— Поторопитесь, коллеги, не забывайте, что люди стоят в очереди, а вы возитесь с одной машиной уже полчаса, — торопит начинающих таможенников председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько. — Что они о нас подумают?

Понятно, что ничего хорошего. Но опыта маловато. Одна из журналисток берет в руки куртку водителя, лежащую на сиденье. И вытаскивает из кармана мешочек с каким–то веществом. Это, по легенде, гашиш.

Больше ничего найти не удалось. Надо звать на помощь настоящих инспекторов. Рядом с одним из них служебная собака. Веселый и общительный кокер–спаниель Санта — опытный искатель, уже четыре года служит на границе. Пес обследует машину и звонко лает возле правой задней фары. Вот и вторая закладка. Буквально несколько минут — и профессионалы своего дела находят еще две пачки денег. В целом журналисты остались довольны. Пусть медленно и наугад, но все–таки удалось отыскать более половины нелегальных предметов.

Служебная собака Санта ищет наркотики в машине.

— В случае с «Фольксвагеном» речь шла об административном правонарушении. Здесь же уже был бы разговор об уголовной ответственности, — комментирует главный инспектор отдела таможенных расследований Гродненской региональной таможни Артур Лешик. — При обнаружении в тайниках денежных или наркотических средств вызывают дознавателей отдела таможенных расследований. Составляется протокол досмотра и в присутствии понятых изымается найденное.

Председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько гордится тем, что сделано за все эти годы:

— Пропускная способность пунктов пропуска возросла с 1991 года в десять раз. Благодаря развитию информационных технологий она продолжит расти. Вместе с тем растет и количество выявляемых преступлений. Таможенными службами страны с начала нынешнего года возбуждено 259 уголовных дел. В прошлом году таких дел было 124. Заставляет задуматься динамика обнаружения наркотических и психотропных средств. За 8 месяцев этого года таких случаев 433, за аналогичный же период прошлого года их было всего 96. При этом резко увеличилось количество выявляемых психотропных препаратов и прекурсоров. Наша общая задача — не допустить ввоз в страну этой отравы.

Задача непростая. Но проведя лишь один день рядом с нашими таможенниками, можно сказать уверенно: делается все возможное, чтобы ее выполнить.

tanula.K@mail.ru

Фото автора

Советская Белоруссия № 180 (25062). Вторник, 20 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter