«Ренессанс» в Пустынках не за горами!

КАК вы думаете, могут ли паломники и церковная братия привыкнуть к постоянному шуму, нарушающему покой обители? Казалось бы, эти вещи несовместимы. Но в Пустынском Свято-Успенском все наоборот, ведь благолепие культового места «заглушают»… строители. И всем — приезжим, этнографам, самим святым отцам — это совсем не мешает. Ведь это тоже, с уклоном в зодчество, созидание, угодное Всевышнему. И миллиарды рублей, выделенные из республиканского и местного бюджетов, — хорошее подспорье. Реконструкция в Свято-Успенском монастыре у того места, где когда-то была деревня Пустынки, кипит уже год. Заглянем в обитель, посмотрим, чем дышит жемчужина архитектуры одного из самых восточных районов страны.

Свято-Успенский мужской монастырь, что в Мстиславском районе, скоро получит второе дыхание: духовное, культурное, туристическое.

КАК вы думаете, могут ли паломники и церковная братия привыкнуть к постоянному шуму, нарушающему покой обители? Казалось бы, эти вещи несовместимы. Но в Пустынском Свято-Успенском все наоборот, ведь благолепие культового места «заглушают»… строители. И всем — приезжим, этнографам, самим святым отцам — это совсем не мешает. Ведь это тоже, с уклоном в зодчество, созидание, угодное Всевышнему. И миллиарды рублей, выделенные из республиканского и местного бюджетов, — хорошее подспорье. Реконструкция в Свято-Успенском монастыре у того места, где когда-то была деревня Пустынки, кипит уже год. Заглянем в обитель, посмотрим, чем дышит жемчужина архитектуры одного из самых восточных районов страны.

«Местным властям за заботу в пояс поклониться надо!»

У входа в монастырь, под воротами с символическим православным крестом, «приютилась» автостоянка. На ней — два автобуса: с российскими и украинскими номерами. А вот и третий, привез паломников из Смоленска.  Парикмахер Ольга Дружинина, перекрестившись и отвесив поклон куполам обители, сразу разоткровенничалась:

— Приезжаю в Пустынки второй раз (первый — девять лет назад). Очень хочется увидеть здешние иконы, посмотреть, что кругом изменилось. Хотя кое-что уже замечаю: здание игуменской школы стало как новенькое, покрашено в жизнерадостный желтый цвет. Рядом с белоснежной колокольней, которая девять лет назад, уж простите, сущей замарашкой выглядела, она смотрится просто прекрасно. У нас в Смоленске, да и в других городах — Брянске, Суздале, Новгороде Великом, — за многие церкви просто стыдно. В доме Божьем мы спасения и утешения ищем, а денег на реставрацию найти не можем. Местным властям в пояс поклониться надо, что не забывают о храмах: по дороге ни одной «замарашки» не увидели — сусальное золото, белоснежные стены так и блестят на солнце!

Откликаясь на призыв гида, Ольга Васильевна, прихватив несколько пустых пластиковых бутылок, побежала догонять группу. Молва о местном целебном источнике монастыря доходит даже в православные страны-соседки.

Монастырь «обидела» революция, а затем  фашисты

Каждый, кто зайдет во двор монастыря, обязательно голову задерет, чтобы полюбоваться колокольней. Тонкая, визуально легкая, она вздымается ввысь белоснежной свечой, задавая тон и настроение гостям.  Раньше ее верх был шпилевидный, а теперь сооружение увенчано куполом, отчего ее «рост» стал немного меньше. Кстати, купол сработали за счет епархии и прихожан. До начала реконструкции первой очереди в 2010 году (длится она и сейчас) монастырь с 2003 года обстраивали «толокой»: с благославления владыки Могилевского и Мстиславского Софрония братия старалась своими силами, помогали местные жители разного достатка.

1918 год стал для монастыря у Пустынки роковым: большевики его закрыли, а чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая» исчезла без следа. Фашисты в 1943 году взорвали сооружения, чтобы не пригодились наступающей Красной Армии. Поэтому, пока до конца реставрации далеко, местные предаются воспоминаниям.

— А вспомнить есть что: в XVI столетии это был один из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях, — рассказывает живущий в обители отец Феодосий. — В 1605 году он превратился в униатский (ордена базилианцев). Это период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII века в нем вообще не жили насельники. До ХIХ века все храмы монастыря были деревянными. В 1801—1808 годах построили каменный Успенский храм.

В 1839-м монастырь был возвращен православным. В нем начала возрождаться монашеская жизнь. В 1860—1893 годах сформировался архитектурный ансамбль монастыря. Построены каменные храмы Рождества Богородицы (1864 год), Покровский (1865 год), переделана соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

— К нам каждый месяц — и зимой, и летом — стекаются паломники из Украины и России. Да вон, сами поглядите, из-за них священников не видать — теряются! Это хорошо, мы ждем к себе как можно больше гостей с думой о Христе в душе. Да и просто любителей-краеведов, туристов не обидим. Мне видится, что в будущем Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь превратится в своеобразный центр притяжения всех неравнодушных. Тех, кому дорог Бог, тех, кому интересна архитектура, история. Ведь это все, так или иначе, творенье Господа, — убежден отец Феодосий. — Я бы не прочь, чтобы все желающие могли приобрести здесь изображения храмов, свечи, иконки, крестики, какие-то сувениры.  Одним словом, строительством дело не ограничится — нужна большая организаторская работа по разумному обустройству последующей жизни Свято-Успенского мужского монастыря.

Рецептура растворов – по канонам предков

Успенский собор — центр всего монастыря, но очередь до него еще не дошла.  Трудно представить, каким он станет после коренной реконструкции (а сейчас гостей встречают лишь пустые «глазницы» на изъеденных временем стенах), но величественную стать не скрыть и сейчас. Издали он напоминает не столько культовое сооружение, сколько небольшую крепость. Я не отказал себе в удовольствии провести по выщербленной стене ладонью, подумав: «Ничего, дойдет время и до тебя».

Покровскому храму с братским корпусом повезло больше: сейчас он наполовину обнесен забором, но с фронтона подступ открыт — сюда заходят строители. Перед входом — штабеля каменных и деревянных материалов, часть крыла храма в лесах, занавешенных специальным покрывалом.

— Подрядчик надежный. Если хотите оценить его мастерство — поглядите на Могилевский театр кукол. Просто конфетка! Вместе с храмом восстановят и кельи, что в крыльях здания. Это обязательно даст импульс к развитию монастыря, который, конечно же, существует трудами братии, а ей ведь тоже нужно где-то жить. Более того, святым отцам тут будет удобнее, чем их предшественникам: в церкви обустраивается канализация, электричество, прочие приметы современности, — рассказывает главный архитектор Мстиславского района Игорь Савицкий. — Если финансирование будет таким же стабильным, объект сдадут в 2012 году. В этом году планируется восстановить фасад: вынут старый кирпич, вставят новый, усилят фундамент. Кладку и штукатурку, которые будут через несколько лет, с виду не отличите от современной. Однако их рецептуру приготовят примерно по тем лекалам, какие использовались сотни лет назад.

«Серебряную воду» – за тысячи километров

Согласитесь, как такому красивому месту да без легенды? А если история частично подтверждается летописями, еще лучше! В одном из уцелевших изданий — «Кратком историческом очерке «Пустынско-Успенский монастырь Могилевской епархии», вышедшем в свет в Санкт-Петербурге в 1901-м — о мстиславском монастыре сказано: «Основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских, сыном Ольгерда, князем Лугвением Симеоном».

Легенда гласит, что князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Тьма с каждым днем все сильнее заслоняла Божий свет, и он стал хмур, задумчив. Но однажды приснился князю странный сон, в котором явился ему старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление». Князь начал искать спасительное место. Вскоре нашелся человек, который привел его к кринице от Мстиславля. Увидел Лугвен источник, умылся криничной водой и вскоре вылечился: зрение вернулось.

— Исцеление, как гласит легенда, сопровождалось чудом. В ветвях развесистой липы, что склонилась над прохладным источником, князю Симеону явилась икона Божией Матери, от которой исходил чудный свет, — рассказывает младший научный сотрудник Мстиславского историко-археологического музея Лариса Власенко. — Разумеется, чудесное исцеление и явление иконы Божией Матери не остались без внимания властителя. В знак благодарности рядом с целебным источником была построена церковь, которую назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Прямо под ней наверх из недр «поднимается» источник, выход рядом с самим храмом.

Рядом с церковкой — закрытая купель, куда может по самую макушку окунуться любой приезжий. Я тоже не удержался, несколько раз погрузился в прохладную воду. Что удивительно, ни перебранки, ни давки в очереди желающих искупаться не было. Атмосфера монастыря такая, что трижды подумаешь, прежде чем пойдешь на резкий поступок. Люди, в том числе и непоседливые дети, ведут себя сдержанно: поневоле начинаешь верить: место у Пустошек намоленное. Тут было много душевных переживаний, обращений к Богу. И импульс миролюбия проникает в каждого, чья нога ступила на землю обители. Наверное, это свойство монастыря захотела отметить и высшая сила: несколько лет назад на стене игуменской школы проступил лик Христа, глаза которого отсвечивают голубым цветом.

Кстати, после посещения Свято-Успенского ссадины, полученные мною при недавнем падении с лошади, зажили, не оставив обычного розоватого следа.

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

НА СНИМКАХ: Лугвен-Симеон, князь Мстиславский, «духовный отец» Свято-Успенского монастыря;  …а Успенский собор еще ждет своего часа; церковь Рождества Пресвятой Богородицы и купель с целебной водой.

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter