Ремонтный бизнес

В МОЕЙ машине уже несколько дней мигала лампочка, сигнализирующая о непорядках в системе охлаждения. Возможности, а самое главное времени, самостоятельно это сделать у меня не было, а потому отправился в ближайшее столичное частное СТО. Пока ремонтники колдовали над мотором, разговорился с незнакомцем, который внимательно следил за их работой. Оказалось, что это директор станции техобслуживания. Владимир, как он представился, поинтересовался, почему мой выбор пал именно на его СТО. Незаметно наш разговор перешел на тему авторемонтного бизнеса.

В чем разница между легальными и «гаражными» СТО.

В МОЕЙ машине уже несколько дней мигала лампочка, сигнализирующая о непорядках в системе охлаждения. Возможности, а самое главное времени, самостоятельно это сделать у меня не было, а потому отправился в ближайшее столичное частное СТО. Пока ремонтники колдовали над мотором, разговорился с незнакомцем, который внимательно следил за их работой. Оказалось, что это директор станции техобслуживания. Владимир, как он представился, поинтересовался, почему мой выбор пал именно на его СТО. Незаметно наш разговор перешел на тему авторемонтного бизнеса.

Свой путь в авторемонтный бизнес он начинал с работы в гараже, который по своим размерам больше предназначен лишь для того, чтобы содержать в нем автомобиль. Там нельзя хранить в значительном объеме бензин, горюче-смазочные материалы. Это запрещено законодательством и нормами пожарной безопасности. Однако зачастую на все это не обращают никакого внимания. В гаражах хранят и химикаты, и реактивы, и техническое масло. А порой там устраивают даже целые автомастерские. Конечно, весь этот бизнес нелегальный. Практически ни у кого из «гаражников» нет ни лицензии, ни сертификатов, ни каких-либо других разрешительных документов. Причина, по которой люди занимаются подобным бизнесом, — возможность уйти от уплаты налогов. Здесь не требуется сложной бухгалтерии, отчетов перед налоговой инспекцией, предоставления кучи справок в различные контролирующие органы. В общем, сам себе хозяин. Захотел — отремонтировал машину, захотел — отказал клиенту. Единственный серьезный недостаток всего этого — приходится работать с оглядкой.

Основная масса гаражных авторемонтников, по словам Владимира, обходится в работе простейшими инструментами, старается делать работы с минимальными затратами. Правда, есть отдельные частники, оборудованию мастерских которых может позавидовать любое легальное СТО. К ним иногда даже обращаются некоторые официальные автодилеры. Владимир рассказал, что к одному хорошему его знакомому он вынужден был обратиться с просьбой отремонтировать электронный блок стоимостью 1000 долларов. Тот починил деталь, притом по гораздо более низким расценкам, да еще и гарантию дал.

Чаще всего «гаражники» занимают какую-либо одну узкую нишу. То есть они ремонтируют сугубо определенные марки или модели машин. То же самое относится и к виду работ — одни занимаются электрикой, другие — электроникой, третьи — механикой… Разумеется, для этого требуется хорошее техническое оснащение. Только вот не все оборудование можно купить и вместить в гараж. Особенно это касается диагностики. Электронная начинка современной машины все время совершенствуется. Постоянно покупать новое диагностическое оборудование — нерентабельно, можно и разориться, потому как стоит оно достаточно дорого.

Когда Владимир стал заниматься «гаражным» бизнесом, четко понимал, что хотя качество и главное, но размеры гаража ограничены. И каким бы большим он ни был, все равно там нельзя поставить нормальный подъемник, разместить в необходимом количестве инструменты, аппаратуру... Поэтому и решил открыть легальное СТО. Только вот до недавнего времени сделать этого не мог. Необходимо было найти подходящее помещение с развитой структурой обеспечения. Ведь открытие станции предусматривает не только ремонт автомобиля, но и утилизацию того же отработанного масла, изношенных запчастей, вывоз металлолома, мусора, создание санитарно-гигиенических условий для работников. Кроме того, это еще и серьезные финансовые затраты. Чтобы только открыть СТО, нужно примерно 30—40 тысяч долларов. А ведь еще есть закупка запчастей, зарплата работникам, различные арендные и налоговые платежи. А если прибавить к этому еще и соцпакет, оплату больничных, стирку каждые две недели комбинезонов ремонтников, то расходы получаются весьма значительные.

Достаточно серьезные проблемы, с которыми также довелось столкнуться Владимиру при открытии своего дела, — огромное количество разрешительных документов, лицензий, сертификатов. Заказ-наряды, акты выполненных работ, учеты рабочего времени и прочая документация занимали очень много времени и требовали сил. Владимир порой жалел о тех временах, когда работал простым «гаражником» и вел обыкновенную тетрадь приходов и расходов.

В принципе, на ремонтных работах сегодня много не заработаешь. В этом и есть огромный минус лицензионных СТО. Налоги, аренда, оплата электроэнергии съедают практически львиную долю прибыли. Кстати, только за аренду вот этого бокса (при этом Владимир показал на свою СТО. — Авт.) он ежемесячно платит около 2500 долларов. Приходится экономить на всем. У него даже своего рабочего кабинета нет. Все в походных условиях. Основное, на чем «выплывает», — стоимость запчастей.

Иногда он задумывается, а почему бы в нашей стране не легализовать, ну разумеется, с некоторыми оговорками, «гаражный» автобизнес. Раньше Володя очень часто ездил в Польшу. И видел, как там люди прямо возле дома или прилегающих построек открывали небольшие СТО, а затем рядом строили еще и маленькую гостиницу для клиентов. Владимир считает, что такой подход даст развитие частному бизнесу и деньги в бюджет государства. Почему бы у нас такому не быть? Недавно он с товарищами просчитал, что его СТО может окупиться не раньше чем через десять лет. А вот гараж стал бы приносить прибыль намного раньше.

Наверное, самый больной вопрос, с которым ежедневно приходится сталкиваться, — работа с клиентами. Возможности СТО предусматривают ремонт гораздо большей разновидности автомобилей, нежели у «гаражника». Поэтому и приезжает сюда значительно больше клиентов. При этом у каждого — свои проблемы и запросы. По закону, Владимир может предоставлять только те услуги, которые записаны в сертификате. Но некоторые просят сделать что-то еще. И тут встает вопрос: отказать, и тем самым отвадить клиента, или же выполнить его просьбу, но нарушить закон?

Впрочем, бывают случаи, когда СТО берется за ремонт автомобиля, не имея ни условий, ни возможностей для этого. Так, например, соседняя станция техобслуживания приобрела дорогостоящее диагностическое оборудование. Но сертификата на соответствующие ремонтные работы не получило. Не оказалось там и соответствующих специалистов...

…Под равномерное урчание двигателя я ехал и думал, что после беседы с Владимиром ощущаю себя настоящим докой в авторемонтном бизнесе. В то же время этот разговор заставил и серьезно задуматься. Все, что говорил мой собеседник, нельзя назвать существенными недоработками авторемонтного бизнеса — это, скорее, штрихи к портрету явления.

Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН»

Фото автора

Если вы отправились на СТО

  • После того как ваша машина отремонтирована, не спешите ставить подпись под документом, где значится: «Работы выполнены, к качеству претензий не имею». Посмотрите внимательно, все ли работает в автомобиле, все ли детали на месте. Для подстраховки в соответствующей графе стоит дописать: «Качество ремонта подлежит проверке в ходе эксплуатации транспортного средства».
  • В некоторых СТО вместо Книги жалоб и предложений недовольным клиентам предлагают заполнить так называемую электронную жалобную книгу. Правда, толку от этого никакого. В лучшем случае весь текст просто остается в компьютере.
  • Оставляя машину на станции техобслуживания, проверьте количество топлива. Оно не должно существенно измениться за время ремонта автомобиля.
  • После ремонта попросите предъявить детали, которые были заменены. Удостоверьтесь, что они именно от вашей машины.
  • Четко оговаривайте работы, которые должны быть сделаны, и их стоимость.

 

  • Всегда интересуйтесь, на чем специализируется и какие услуги может предоставлять данная станция техобслуживания.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter