Ремонт в трех актах

Сразу несколько минских театров закрываются на реконструкцию. Пожалуй, в современных реалиях, когда каждая копейка на счету, ремонт любого театра — такое же испытание на прочность и крепость духа творческого коллектива, как и продолжительные гастроли на чужой площадке или премьера, выпускаемая в авральном режиме. На этот раз реконструировать будут Национальный академический театр им. Я.Купалы, Белорусский государственный молодежный театр и Белорусский республиканский театр юного зрителя.

Сразу несколько минских театров закрываются на реконструкцию


Пожалуй, в современных реалиях, когда каждая копейка на счету, ремонт любого театра — такое же испытание на прочность и крепость духа творческого коллектива, как и продолжительные гастроли на чужой площадке или премьера, выпускаемая в авральном режиме. На этот раз реконструировать будут Национальный академический театр им. Я.Купалы, Белорусский государственный молодежный театр и Белорусский республиканский театр юного зрителя. Так, принятая Совмином «Программа реконструкции и технического переоснащения театров на 2004 — 2010 гг.» достигнет своей кульминации.


Корреспондент «СБ» побеседовал с директорами трех названных театров, а заодно и узнал у них, как творческие коллективы собираются жить во время ремонта.

 

Купаловский будет углубляться


Радость от предвкушения грядущей реконструкции мы разделили с директором Купаловского театра Николаем Кириченко.


— Николай Михайлович, ранее проходила информация, что капитальный ремонт Купаловского театра будет проводиться без выселения труппы...


— Да, вначале мы действительно думали, что будем делать все поэтапно. Каждый год по объекту: гримерки, зал, сцена, фойе... Но по требованию МЧС тут нужно производить такие работы, что без выселения все–таки не обойтись. С МЧС мы воюем с 2004 года. Они нас все время предупреждают, что мы не сможем работать в условиях ремонта. Есть новые требования, которые предъявляются к театрально–зрелищным объектам. У нас ведь старые деревянные перекрытия. Они должны меняться. Кроме того, по замыслу людей, которые занимаются этим проектом, зданию нужно вернуть исторический облик фасада. Хотя я, да и не только я, не вижу в этом какой–то особой надобности. Во всяком случае, проектируется пока так. Должны быть сделаны пристройки с тыльной стороны здания.


— Пристройки в историческом центре города?


— Да. Они необходимы, потому что тыльная сторона театра, там, где гримерки, тоже не соответствует нормативам. Там должно быть несколько аварийных выходов, а у нас только одна лестница на все помещения. Кабинет, из которого я с вами сейчас разговариваю, тоже будет ликвидирован. И так далее... Очень много всего. Поэтому без переселения никак не обойдется. Все это будет крушиться. Под сценой и залом, по крайней мере, мы высказали такую просьбу, должен появиться склад декораций.


— Подземный?


— Да, потому что мы не можем расширяться в историческую зону Александровского сквера.


— Не будет ли мешать складу проходящая рядом линия метро?


— Она все–таки немного в стороне и проходит под улицей Энгельса. Другого выхода у нас нет. Сейчас наш склад находится в районе кинотеатра «Смена». Каждую неделю мы делаем два–три рейса для того, чтобы привезти декорации и увезти их обратно. Хранить все декорации текущего репертуара в нашем театре нет никакой возможности. Поэтому, если сделаем предполагаемый склад под театром, хотим вынести туда также столярный и слесарный цехи. И, таким образом, 2 — 3 года будем работать вне своего помещения.


— То есть конкретные сроки работ еще не определены?


— 2 — 3 года — это в лучшем случае! Планировалось, что реконструкция начнется осенью 2009 года. Но, судя по тому, как медленно и туго идет работа над проектом, может быть и позже.


— Какие площадки вы собираетесь арендовать?


— Предварительно это может быть Дворец культуры профсоюзов, клуб им. Дзержинского, Дворец культуры железнодорожников, Малая сцена Дворца Республики, но пока никаких конкретных договоренностей нет.


— Николай Михайлович, одновременно три столичных театра закрываются на реконструкцию...


— Да, это огромная нагрузка на коллективы, на рабочих, на специалистов, на бюджет. Тем более что у площадок, которые мы собираемся арендовать, есть свои планы и свои мероприятия. Никто же нам не отдаст одну площадку на три года. Значит, сегодня будем выступать здесь, завтра — там. Естественно, есть у нас и масштабные спектакли, показать которые на любой другой площадке достаточно проблематично.


— Так можно и зрителя растерять.


— Надеюсь, этого все же не произойдет.


Семь — счастливое число для молодежного театра


Реконструкция Белорусского молодежного театра начнется, как ожидается, уже весной 2009 г. В апреле труппу попросят «с вещами на выход».


— Мы оставляем в репертуаре семь спектаклей в месяц, — рассказывает директор Белорусского государственного молодежного театра Виктор Старовойтов. — Весь первый квартал мы достаточно плотно работаем каждый день. Стараемся, чтобы план был выполнен. С апреля начинаем отсюда выезжать. Все деньги по сметной документации определены, нам их подтвердили.


Будем активно выступать в Минской области. Наши традиционные города — Слуцк, Солигорск, Борисов, Орша. Там нас всегда хорошо принимают, это города, куда хочется вернуться.


— А в столице будет шанс вас увидеть?


— Определенно будем играть, чтобы зритель нас не забыл. Предварительно мы договорились с клубом им. Дзержинского.


— Виктор Андреевич, как так совпало, что сразу несколько наших театров закрываются на ремонт?


— Это нормально. В Минске, на мой взгляд, действительно осталось всего три театра, которые нужно срочно отремонтировать: Купаловский, ТЮЗ и мы. Театр имени Горького уже провел большую часть ремонта, музыкальный — полностью сделан, Республиканский театр белорусской драматургии, наши соседи, — тоже. Скоро уже сдадут театр оперы и балета, Новый драматический театр (бывший «Дзе–Я?»). Думаю, до 2010 года у всех есть реальный шанс обновиться.


— Что принципиально нового вы ждете от строительных работ?


— Часть театра будет разрушена. Все–таки наше здание — это старый кинотеатр «Спартак» 1956 года, соответственно проходы в театральном зале у нас были, как в кинотеатре. В процессе реконструкции планируется изменить площадь театра: увеличится этажность, будут дополнительно пристроены помещения для гримерок, склады для хранения декораций, производственные цехи. Новым современным оборудованием будет оснащена сцена. В театре наконец появятся просторное фойе и буфет.


— На какой срок рассчитана реконструкция?


— 27 месяцев.


Старые стены ТЮЗ не греют


Здание ТЮЗа, бывший Дворец пионеров, возвели еще в 30–х годах прошлого века как Дворец пионеров и школьников. Во время Великой Отечественной здание было разрушено. За восстановление взялись в начале 50–х. В 1956 году здесь открыли Театр юного зрителя. Во время ремонтных работ он планирует продолжать показывать спектакли на трех столичных площадках: Дворец культуры профсоюзов, Дом литератора и Дворец культуры железнодорожников. Всего ремонт продлится 28 месяцев.


— Тянуть дальше, видимо, действительно нельзя, — рассказывает заместитель директора Белорусского республиканского театра юного зрителя Григорий Лаповок. — Нашему зданию уже 50 с лишним лет! Не было сил смотреть на эти обветшалые стены. Рядом есть двухэтажный производственный корпус: его снесут и поставят на этом месте уже четырехэтажный корпус. Он будет называться административно–производственным. Там разместятся руководство театра, все технические службы и производственные цехи. А в реконструированном прежнем здании останутся только те, чья работа непосредственно относится к сцене: костюмеры, гримеры, машинисты. Здесь же разместятся и гримерки для артистов.


— Григорий Александрович, будет ли меняться сама сцена?


— Кардинально! Появится новое световое и звуковое оборудование, в зале — новые кресла, их станет немного меньше, но по степени комфорта они, надеюсь, будут отвечать всем современным требованиям.


Итого


Шутка ли — на два–три года покинуть насиженное десятилетиями «гнездо» и поселиться пусть в гостеприимных, но все–таки чужих театральных стенах? Да и хватит ли там всем места? Три коллектива со своим частично сокращенным, но все равно довольно объемным репертуаром — это внушительный довесок к афише площадок, предполагаемых для аренды. А если прибавить сюда не имеющие собственных помещений театральные проекты: «Компания», театр сатиры и юмора «Христофор», «Театральный ковчег» Евгения Волобоева, «Арт–проект» Олега Коца, выступающие во Дворце профсоюзов или клубе им. Дзержинского... Похоже, многим театральным труппам в ближайшие два года предстоит острая борьба за внимание зрителя и место в столичной афише.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter