Нарколог: в прошлом году в стране после успешного лечения с учета сняли около 500 наркозависимых

Ремиссия выполнима

В стране удалось стабилизировать ситуацию в сфере распространения и употребления наркотиков. Об этом «Р» рассказал заведующий отделом наркологии научного отдела РНПЦ психического здоровья кандидат медицинских наук Владимир Максимчук. Число страдающих синдромом зависимости от наркотических веществ в прошлом году, по его словам, снизилось на 2,5 процента. Уменьшилось на 2 процента и число случаев госпитализации по поводу передозировок, а среди несовершеннолетних — на 40 процентов.

Решение о принудительной терапии в ЛТП или местах лишения свободы принимает только суд, если человек совершил правонарушение.

Каждый десятый обращается сам

В поле зрения белорусских наркологов сегодня находится около 14 000 лиц, употребляющих наркотики. Правда, судить по этой статистике о распространенности проблемы можно с определенной долей условности. Реальное количество тех, кто эпизодически или постоянно применяет психоактивные вещества, превышает эту цифру раз в десять. 

— К сожалению, несмотря на то, что наркомания — страшная болезнь, приводящая к смерти, пациенты очень редко выступают союзниками врача, за помощью обращаются не более 10—15 процентов употребляющих, — объясняет Владимир Максимчук. — Остальные тщательно скрываются. Даже самые близкие родственники и друзья до последнего момента остаются в полном неведении, что в их семье наркозависимый. 

Факт употребления психоактивных веществ часто выявляют во время медицинских освидетельствований или при обращении за медицинской помощью по другому поводу. К слову, заставить человека пройти курс лечения без его согласия в медучреждении нельзя, доктор имеет право только поговорить с ним и попробовать убедить в необходимости оказания помощи. Решение о принудительной терапии в ЛТП или местах лишения свободы принимает только суд, если человек совершил правонарушение.

Владимир Максимчук считает, что серьезным препятствием к раннему выявлению наркомании является то, что многие пациенты не верят в эффективность врачебного вмешательства.



— Во-первых, они не считают себя больными. Потому что поначалу психоактивные вещества вызывают у них приятные ощущения. А во-вторых, в интернет-пространстве много ложной информации о том, что наркомания не лечится, — объясняет психиатр-нарколог. — Заболевание это действительно тяжелое, хроническое, требующее контроля своего состояния пожизненно, но тем не менее оно поддается терапии и позволяет долго вести трезвую полноценную жизнь. 

В прошлом году наркологи добились стойкой ремиссии у 447 наркозависимых: эти люди в течение трех лет не употребляли психоактивные вещества, что подтверждено не только лабораторными тестами, но и информацией, полученной от родственников, милиции, других заинтересованных лиц. Таких пациентов снимают с наркологического учета.

Риски — дело индивидуальное

Средний возраст наркозависимого, который не лечится, — всего 30 лет. Для сравнения: у пациентов с алкоголизмом длительность жизни в среднем на 22 года меньше, чем у лиц, не злоупотребляющих алкоголем.

Наркотик бьет по двум мишеням — по психике и по внутренним органам, причем практически по всем. Существует глубокое заблуждение, что проблемы со здоровьем — удел тех, кто употребляет «тяжелую артиллерию», то есть героин и метадон. В последнее время даже стали активно высказывать мнения о легализации легких наркотиков, приравнивая их к алкоголю. Владимир Максимчук против такого предложения. Во-первых, зависимость к наркотическим веществам формируется быстрее и последствия для психики они вызывают более серьезные: в частности, больные наркоманией более агрессивные, чем больные алкоголизмом.

— Врачи уходят от разделения наркотиков на легкие и тяжелые, — говорит специалист. — Потому что с точки зрения риска для жизни и здоровья мы все больше наблюдаем в клинической практике индивидуальные реакции. У одного пациента доза наркотика вызывает легкую эйфорию, а у другого меньшая доза — остановку сердца. 

Специалист подтверждает, что зависимость от марихуаны формируется несколько дольше, чем от героина. Но обращает внимание на то, что, даже пока не сформирована зависимость от этого наркотика, уже происходят патологические изменения психики — в первую очередь нарушения мыслительной деятельности. А они часто толкают человека на необдуманные действия, в том числе на суицид. 

Развенчивает нарколог и распространенный миф о том, что трава не приводит к нарушениям функционирования физических органов. Марихуана, как и курительные смеси — спайсы, нередко становится причиной тяжелых поражений органов дыхания. Смолы, содержащиеся в составе этих наркотиков, при вдыхании оседают на тканях бронхов и легких, что в конце концов может привести к жизнеугрожающим ситуациям. Патанатомические исследования подтверждают: легкие наркомана так и выглядят — как будто их облили смолой. Стоит ли удивляться, что совсем не редкое последствие увлечения легкими наркотиками — это тяжелые пневмонии? Пациенты попадают в стационар, и, чтобы спасти им жизнь, приходится порой вводить их в искусственную кому. 

От эйфории — к депрессии, а потом — к агрессии

В последнее время в обороте появилось много синтетических наркотиков. Зависимость от них формируется быстрее, и увеличивается риск внезапной смерти. Мало того что наркотик сам по себе токсичен, так ведь химические примеси вызывают еще и аллергическую реакцию, предугадать которую невозможно. Каждый год из-за передозировок, отравления наркотическими веществами в стране гибнет около 40 человек. 

Частое последствие употребления наркотиков со стороны психики — депрессии и мысли о самоубийстве. Чем ярче были ощущения от дозы, тем тяжелее ощущения после прекращения действия вещества. Это связано с тем, что наркотики вызывают массовую гибель мозговых клеток. Ухудшается память, умственные способности, портится характер — человек становится раздражительным, любое слово может спровоцировать взрыв негативных эмоций. 

— На дискотеках наша молодежь часто пробует экстази — это такой стимулятор, который вызывает ощущение прилива энергии, — рассказывает Владимир Максимчук. — Танцуют до утра и вроде бы не чувствуют усталости, некоторые на таком подъеме, что даже не пьют воду, не восполняют запас жидкости в организме. И от обезвоживания и активного движения во время танцев у некоторых случается сердечный приступ. А тем, кому повезло больше, спустя 3—4 часа, когда действие вещества прекращается, все вдруг начинает казаться безнадежно мрачным. Один пациент так описал это состояние: «Смотрю в окно, а на меня даже листья на деревьях давят». 

Экстази, который вызывает ощущение вселенской любви, употребляют и для облегчения знакомств. Легко вступив в случайную сексуальную связь, любители наркотиков рискуют заполучить сифилис или ВИЧ. Депрессия от таких последствий усугубляется, и человека с новой силой тянет за дозой. 

Говоря о затратах на лечение наркозависимых, Владимир Максимчук привел в пример опыт РНПЦ психического здоровья. Расходы на медикаменты, питание, пребывание в стационаре и другие в прошлом году составили около 3,4 млн рублей. Для тех, кто желает пройти курс анонимно, один койко-день обходится в среднем около 14 рублей, а целый курс реабилитации, рассчитанный на 12 дней, — чуть более 50 рублей. Для иностранных граждан расценки намного выше. Койко-день в специализированном отделении стоит примерно 97 рублей, а такой же курс реабилитации обойдется в сумму около 850 рублей.

kozlovskaya@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter