В любимой миллионами культовой комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» сегодня известна, пожалуй, каждая деталь — от даты премьеры в Москве, в понедельник, 3 апреля 1967 года, одновременно в 53 кинотеатрах до ставших крылатыми фраз: «Жить, как говорится, хорошо. А хорошо жить — еще лучше!», «Птичку жалко!», «Короче, Склифосовский!»…
Но этого, оказывается, мало.
К концу лета в России ожидают премьеру ремейка прославленного фильма — «Кавказскую пленницу-2, или Самые новые приключения Шурика». Картину сняли на «Мосфильме». В роли Шурика — Дмитрий Шараокис, умник Левин из «Интернов», Ниночку сыграла российская певица и актриса Анастасия Задорожная. Режиссер Максим Воронков обещает затмить знаменитое творение Гайдая и возродить в своем отечестве жанр большой комедии. Кстати, не только он. Гайдай нынче нарасхват. Еще одну новую «Кавказскую пленницу» вот-вот предложит зрителям продюсер и режиссер Федор Бондарчук.
Рисковые, скажу вам, господа. Вы понимаете, о чем я? Уж сколько этих ремейков вышло на экран в последние годы. Видели уже и «Возвращение мушкетеров», и «Иронию судьбы. Продолжение», и «Служебный роман. Наше время», и новые версии «Карнавальной ночи», «Джентльменов удачи», «Шерлока Холмса». Поправьте меня, если что, но как-то я не припомню, чтобы затмили они советские оригиналы, получили высокие оценки зрителей и кинокритиков, вызвали желание пересмотреть их еще раз, как это бывает со старым добрым кино.
Впрочем, авторов переделок это вряд ли волнует. С завидным упорством они «перелицовывают» известные истории на новый лад. Объяснение, думаю, простое: острый дефицит сценариев, которых не хватает не только в России. Вот и берутся киноделы за проверенные успехом фильмы, что куда проще, чем терзаться творческими муками в поисках оригинальных идей и сюжетов. Плюс — расчет на человеческое любопытство и ностальгию по прошлому. Ведь что бы там ни ворчали скептики, а большое количество зрителей ремейку гарантировано: интересно же пойти и увидеть уже известную картину в новом исполнении. Добавьте громкой рекламы — вот вам и очереди за билетами. А то, что после просмотра фильма ожидания киноманов, как правило, не оправдываются, так это ерунда — денежки-то уже в кармане.
Правда, сделать кассу удается далеко не всем. Сборы от проката большинства ремейков незначительны. Исключений немного. Фильм «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, который в 2008 году собрал в российском прокате почти 50 миллионов долларов, да картина «Служебный роман. Наше время», заработавшая при бюджете в 5 миллионов долларов почти 12 миллионов.
Но, естественно, повторить этот успех хотят многие. Потому уже готовится к выходу на экран фильм «Василина Ивановна меняет профессию», есть виды на «Белое солнце пустыни», «Человека-амфибию», «Экипаж». И, судя по всему, этот список еще продолжится.
Благо советский кинематограф оставил богатое наследство и на памяти зрителей еще много хороших фильмов. Только бери да снимай. Почему бы не сделать сиквел, или, проще говоря, проследить за дальнейшей судьбой молодого инженера Нади Клюевой и ее великолепной приятельницы Сусанны, героинь картины «Самая обаятельная и привлекательная»? А чем не находка комедия «Любовь и голуби»? Кто там — сын или дочь родились в семье Надежды и Василия Кузякиных? И как поживает Александра из фильма «Москва слезам не верит», уж замужем давно? Уверена, до всех них скоро доберутся.
Кстати, наши кинематографисты тоже не отстают: не обошли вниманием потомков Федоса Ходоса — сняли «Белые росы. Возвращение», показали уже и новых «Полесских робинзонов».
По-моему, наступает эра ремейков, сиквелов и приквелов.
…Недавно в сети появился видеоролик «Кавказской пленницы-2». Пользователи не преминули откликнуться. Негодуют, мол, сколько можно и зачем осовременивать старые фильмы.
Готова к ним присоединиться: доколе? Ведь классика не устаревает. И ее не переиграешь.