Ремесло или искусство?

«Реальное кино» перед дилеммой
«Реальное кино» перед дилеммой

К чувству досады после очередной премьеры картин, произведенных режиссерами студии документальных фильмов «Летапiс», за последние несколько лет я успела крепко привыкнуть. Но в конце минувшей недели, покидая «премьерный» зал «Беларусьфильма», привычной досады не ощутила. И вот это показалось особенно... досадным.

Белорусское документальное кино — бесспорное национальное достояние. Ценность и качество его многократно подтверждены наградами международных фестивалей, счастливой прокатной судьбой за рубежом, репутацией режиссеров. Вопреки вороху моральных и физических проблем киноиндустрии, студия «Летапiс» ежегодно ухитрялась выпускать под своей маркой хотя бы один (а чаще и больше) фильм, сохраняющий за кинодокументалистикой статус высокого искусства. Тем более оправданной выглядела моя обычная «постпремьерная» досада: ведь своей, родной публике это талантливое кино было малодоступно. Телеканалы осторожничали с показом (понятно, рекламу под такие ленты ставить особенно не хотят), кинотеатры ссылались на «неформат»... Но теперь мне уже не так обидно.

Почти все 10 (!) новых картин студии «Летапiс» отечественное телевидение определенно покажет, тем более что больше половины из них посвящены войне, — значит, место в тематических программных выпусках этим фильмам заведомо обеспечено. Оно, в принципе, правильно — наше новое кино традиционно добротно, профессионально, насыщено информацией. Как любой качественный телерепортаж, имеющий право на зрительское внимание. Но одной добротности настоящему искусству все–таки мало...

Телевидение разрушает документальное кино, сетуют организаторы международных кинофестивалей. И, пожалуй, не без оснований. За последнее десятилетие «реальное кино» стало довольно востребованным телеформатом. Но информационно–познавательная стилистика популярного канала «Дискавери» и присущая телевидению репортажность возбуждают разум, не цепляя сердце. Так и ленты наших кинодокументалистов — можно смотреть или не смотреть с одинаковым эмоциональным результатом. Впрочем, разного рода переживания и сложные конструкции нынче не особенно в моде: в литературе на смену Маркесу закономерно приходит Коэльо, то же самое происходит в кино — главное теперь, чтобы было зрелищно, доходчиво и увлекательно. Заниматься высоким искусством по–прежнему престижно, но, увы, невыгодно.

Тем не менее для нашего документального кино оставаться искусством сегодня оправдано прежде всего финансово. Уровень развития белорусских телеканалов еще не настолько высок, чтобы ТВ могло материально поддержать какой–либо из документальных проектов национальной киностудии. В то же время фестивалей «реального кино» в мире великое множество. И престижных, награждающих своих фаворитов приличными денежными призами, больше десятка: Амстердам, Берлин, Париж, Марсель... Имена белорусских режиссеров не раз попадали в число победителей этих кинофорумов, получая заслуженные «бонусы» за свой талант. Хотя 2005 год едва ли прославит нашу кинодокументалистику в мировом формате...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter