Нужно ли повышать налоги ремесленникам и хозяевам агроусадеб?

Ремесленникам полезна финансовая работа

МИНИСТЕРСТВО финансов поддержит предложение депутатов не увеличивать в 2017 году сбор для ремесленников и хозяев агроусадеб. Хорошую новость для мастеров озвучил на днях министр финансов Владимир Амарин в Палате представителей. Раньше предлагалось разрешить местным Советам депутатов увеличивать ставку налога для хозяев агроусадеб и ремесленников, но не более чем в 3 раза. Сейчас они платят всего одну базовую величину в год — 21 рубль.

Не могу не поддержать такую инициативу. Здесь вполне уместно провести аналогию с недавним высказыванием заместителя Премьер-министра Михаила Русого о том, что у нас есть возможности для увеличения экспорта продовольствия до 7,5 миллиарда долларов. Точно так же потенциал есть и у наших ремесленников, и у представителей агротуристического бизнеса — просто им нужно время и относительная финансовая свобода, чтобы раскрутиться. 

Сейчас трудно поверить, что такому явлению, как агроусадьбы, у нас  всего лишь десяток лет от роду. Однако они стали настоящим катализатором жизни в некоторых селах, буквально дышавших на ладан. И что ни сезон, придумывают что-то новое. На глаза как-то попалось объявление — одна из усадеб в Воложинском районе приглашает на «кулинарное свидание». Участники общества любителей региональной кухни сначала разделают и приготовят кабанчика и козла, вместе «наколдуют» традиционные «узвары». А в субботний день для 50 туристов устроят дегустацию традиционных блюд. Тут же и ремесленники с их сувенирами, и музыканты с культурной программой. Одним — заработок, другим — незабываемые впечатления от поездки в деревню. Ведь не зря основной тренд в современном туризме — продажа счастливых моментов и эмоций. Встроиться в эту систему, предложить что-то новое — шанс для наших людей, один из путей решения проблемы занятости. Не стоит забывать и о том, что времена не самые простые, а создать всего одно рабочее место стоит немалых денег, как оценивают специалисты, нужно около 20 тысяч евро инвестиций. Зачем же в таких условиях перекрывать кислород тем, кто сам нашел свою нишу, тем более на селе?

Про ремесленников разговор особый. На одной из осенних ярмарок приглянулись мне деревянные дощечки одной девушки, расписанные в манере известных художников. Попросила адрес сайта или странички в соцсети, где можно было бы их увидеть и купить. 

— Что вы! Через интернет нам продавать нельзя, только на ярмарках и рынках, — встревожилась ремесленница. — Можно только в зарегистрированном интернет-магазине, но мне это невыгодно.

Конечно, втихаря наши мастера все-таки пытаются найти покупателя через интернет. Никуда не денешься, к этому все идет. И даже в самых отдаленных деревушках можно увидеть машины одного известного интернет-магазина одежды. В одной из групп, объединяющей ремесленников, в социальной сети наткнулась на такой «крик души» рукодельницы: «Это не группа по продажам! Это часть моей творческой жизни». Думаю, под этими словами подписалось бы большинство мастеров: их занятие чаще всего выбрано не с целью получения суперприбылей. Скорее, по зову сердца и велению души. Очевидно и то, что их вещи ручной работы намного нужнее и туристу, приезжающему к нам из-за рубежа, и самим белорусам. А лишние препоны на их пути — минус для всех нас. 

Вот вам пример. На выходных побывала в родном Полоцке — в Спасо-Евфросиньевском монастыре, в дворике старого коллегиума, отреставрированного для местного университета, в Софийском соборе. В подобных местах в соседних странах Прибалтики вы увидите минимум десяток мастеров, которые прямо с тележек или небольших прилавков продают сувениры ручной работы. У нас же на стоянке я насчитала 15 туристических автобусов, но ни одного (!) ремесленника с сувенирами. Надеюсь, пока, ведь никогда не поздно внести полезные и важные поправки в действующие законы.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter