Выставка гравюр Рембрандта открывается в Национальном художественном музее Беларуси

Рембрандт уже в Минске

Рембрандт.
69 оригинальных офортов Рембрандта прибыли на днях в Минск прямым рейсом из Рима. С именем художника даже у тех, кто слабо разбирается в искусстве, связаны четкие ассоциации: золотой век голландской живописи, трепетная и пышная «Даная», щемящее «Возвращение блудного сына», глубокие взгляды, светотени, мягкие тона... О том, что знаменитый голландец был еще и прекрасным гравером, чем снискал себе славу далеко за пределами родины, вспомнит не каждый и не сразу. Однако именно в этой ипостаси великий рисовальщик предстает перед нами на выставке, которая открывается в Национальном художественном музее сегодня и продлится до 3 июля.

Как сообщают энциклопедии, в настоящее время в мире известно 289 офортов Рембрандта. Часть из них существует в количестве 1 — 2 оттисков, поскольку художник, следя за качеством (а с одной медной пластины можно сделать ограниченное число копий), свои гравюры не тиражировал. И то, что в Минск приехала выставка, занимающая целый немаленький зал НХМ, — безусловно, событие. Сориентироваться помогает куратор Ольга Клип:

— Произведения сгруппированы по жанрам: религиозная тематика — «Рождение Христа», две работы, посвященные детству Иисуса (так что даже хронология жития прослеживается), «Бегство в Египет», центральную часть занимает «Снятие с креста». Это самая монументальная вещь, ее окружают еще несколько работ той же тематики и другие библейские сюжеты: «Вознесение Лазаря», «Смерть Девы Марии», «Возвращение блудного сына». Далее идут работы светские — бытовые сцены и портреты, в том числе автопортрет Рембрандта с его женой Саскией.


Гравюры попали в Беларусь благодаря личной инициативе куратора — Ольга Клип долго искала серьезный, действительно значимый проект:

— После долгих месяцев поисков обнаружилась компания, которая занимается прокатом этой и других коллекций. Мы выбирали художника, которого хотели бы показать, остановились на Рембрандте как на одном из самых узнаваемых на постсоветском пространстве мастеров. Офорты принадлежат частному коллекционеру из Италии: собрание велико и начало формироваться в середине ХХ века — речь идет об известной и обширной коллекции, в которой только гравюр около 4 тысяч наименований, от Дюрера, ван Эйка и всей компании старых мастеров до современных и даже молодых художников. Рембрандт представлен в таком количестве, какого более чем достаточно на полноценную выставку. Вы видите здесь как самые первые его офорты, так и самые последние. По ним можно проследить всю жизнь художника и эволюцию его творчества.

К восприятию графики среднестатистический зритель не совсем готов — это показала нашумевшая прошлогодняя выставка гравюр Франсиско Гойи и Пабло Пикассо: отзывы на нее оказались более чем противоречивы, от восторга до резкого неприятия. И тем не менее кураторы упорно стараются приобщить нас к мировым достижениям в области графического искусства. Живописное полотно два на три метра в богатой раме внушает уважение уже своими габаритами: всякому понятно, что тут одной краски пошло не меньше полведра, а уж кистью художник намахался будь здоров. Красочно, мощно, и дело десятое, что там хотел сказать автор. С гравюрами этот подход не срабатывает: офорты Рембрандта, скажем, часто весьма невелики по размерам, от нескольких сантиметров, и чтобы их разглядеть, многим придется надеть очки. Да и знание библейских сюжетов, равно как биографии мастера, совсем не помешает — для полноты впечатлений.

Куратор выставки Ольга Клип.

— Графику сложнее воспринимать, — подтверждает Ольга Клип. — Она в некотором роде не внушает доверия современному зрителю, особенно неопытному. Почему? Потому что современным принтерам доступно многое, любое изображение легко размножить. Но все же принтер не сможет поставить оригинальную подпись Рембрандта чернилами под работой 1633 года.

Недоверие проистекает из незнания, справедливо решили организаторы — и спланировали в дополнение к выставке образовательный блок, посвященный как творчеству Рембрандта Харменса ван Рейна, так и тому, что собой представляет гравюра в целом. Тема близка Ольге Клип, которой в свое время довелось учиться искусству гравирования у выдающегося мастера в этой области Арлена Кашкуревича:

— Те, кто занимался печатной графикой, знают, какой это сложный, длительный процесс, какой большой труд и каким мастерством должен обладать художник. Поэтому мы сочли необходимым рассказать об азах гравировального дела.

69 оригинальных гравюр с подписями Рембрандта прибыли из Рима в Минск.

Лекционное сопровождение вообще характерно для проектов Национального художественного музея, и надо признать, что посещаемость лекций достаточно велика. Желающих погрузиться в нюансы творчества и биографий художников, в тонкости их производственного процесса хватает, тяга к знаниям налицо. И хотя пока в галереи не выстраиваются многочасовые хвосты, как это происходит в Москве или Петербурге, внимание к изобразительному искусству становится одной из примет времени. А посещение новой выставки — практически обязательным пунктом культурной программы для всякого прогрессивного человека.

ovsepyan@sb.by

Фото Артура ПРУПАСА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter