Рельсы рыночные. А шпалы?

О проблеме поставки шпал и шпального кряжа железной дороге
Недавно получил письмо с просьбой о помощи «в ситуации со шпальным кряжем». Отправитель — коллектив Борисовского шпалопропиточного завода Белорусской железной дороги. Письмо тревожное, заканчивается так: «Завод не сможет осуществить заготовку шпалопродукции для нужд БелЖД, а это прямая угроза безопасности движения поездов». В чем же дело?

Директор предприятия А.Пашкеев рассказал, что сейчас на наших железнодорожных путях уложено 6,3 миллиона штук деревянных шпал. Из них 1,4 миллиона требуют срочной замены из–за гнилости. Чтобы обеспечить безопасность движения, необходимо 150 тысяч кубометров сырья: шпального кряжа.

Неужели в стране дефицит древесины? Нет, ее достаточно. К тому же удельный вес деревянных шпал в железнодорожном полотне невелик. Доминируют более долговечные шпалы из бетона. Однако, чтобы «забетонировать» пути целиком, нужны серьезные объемы цемента. А это сегодня — товар дефицитный. Без деревянных шпал пока не обойтись. Проблему же на Борисовском шпалопропиточном заводе видят в новых условиях закупки сырья.

Ранее действовал госзаказ Минлесхозу и концерну «Беллесбумпром» на поставку шпал и шпального кряжа железной дороге. Но с января 2008–го правила игры круто изменились. Постановлением Совета Министров предприятия Белорусской железной дороги должны приобретать шпальный кряж через Белорусскую универсальную товарную биржу. Подобная схема действует в России. Биржевые торги — нормальная цивилизованная практика.

С этим на Борисовском заводе не спорят. Но здесь обеспокоены тем, что цены на бирже разительно отличаются от поставок по госзаказу. В прошлом году предприятие покупало кубометр кряжа по 100 тысяч рублей. А биржевые расценки установились на уровне 200 — 320 тысяч. На заводе нехватка оборотных средств: не так давно провели реконструкцию цеха пропитки шпал, затратили 1,6 миллиарда рублей...

Почему бы не сохранить поставки по госзаказу? — задаются вопросом на предприятии. Ведь с советских времен обеспечение древесиной железнодорожников было святым делом. А сейчас производители шпал, входящие в структуру БелЖД, должны конкурировать друг с другом на торгах, взвинчивать цену. Это ведь отразится на тарифах за железнодорожные перевозки.

Как оценивают ситуацию в руководстве БелЖД? Замначальника отдела службы пути Г.Ламан отреагировал принципиально: «Постановление Совмина подписано, его надо исполнять, а не обсуждать». Сегодня, считают в дирекции Белорусской железной дороги, Борисовскому шпалопропиточному заводу необходимо учиться торговать, а не бегать с просьбами по инстанциям.

Кстати, предложения сохранить «спецусловия» поставки кряжа вносились. Но подобные подходы сегодня идут вразрез с работой белорусского и российского правительств. Речь о создании равных условий господдержки в обеих странах. Посему нечего жаловаться на судьбу, замечают в руководстве БелЖД, надо работать и мыслить по–рыночному, как это делают российские коллеги–железнодорожники.

Да, «рыночный» кряж будет обходиться дороже. Но ведь сегодня цены растут на все.

Не видят неразрешимых трудностей и сотрудники биржи. По их сведениям, в прошлом году на торгах было продано 7,5 тысячи кубометров шпального кряжа. 82 процента из этого объема приобрели частные структуры. Они изготавливают шпалы и продают их в Беларуси и на внешних рынках. То есть конечный товар из сырья, приобретенного по биржевым ценам, конкурентоспособен, пользуется высоким спросом. Иначе зачем частникам, считающим каждую копейку, закупать кряж в таких объемах?

Аргумент очень веский. Конечно, переживания руководителя Борисовского шпалопропиточного завода легко понять. Он, очевидно, всей душой болеет за свое предприятие. Но, с другой стороны, правильно ли тревожить общественность «угрозами безопасности»? Или лучше с места в карьер менять стиль работы на вверенном участке? Ведь экономика страны и на микро–, и на макроуровне переходит на рыночные рельсы. И шпалы тоже...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter